В высшей финансовой лиге бывают поразительные решения — наглые и грабительские по сути, но издевательски вежливые («джентльменские») по форме. Как в старом анекдоте: «Сел я играть в карты… карта не идет… смотрю — никто свои карты не показывает, говорят: джентльмены верят на слово… тут мне карта и поперла…»

Но таки посмотрим в карты мадам Лагард — не крапленые ли?

 

 

Казалось бы, МВФ спас Украину, заменив «тришкин кафтан» краткосрочной программы (который лопнул в прошлом году) на камзол программы среднесрочный, аж на 17,5 млрд. долл.

 

Ну почему же не спасти страну, попавшую в передрягу? Тем более, министр финансов этой страны говорит на одном языке с руководством Фонда.

 

За эту прекрасную программу проголосовали все — при двух воздержавшихся (Бразилия и Россия).

 

И все вроде тип-топ: резервы НБУ выросли с 5 аж до 10 млрд. долл., гривна больше не падает (хотя и рынка нет).

Можно возвестить о глобальной «перемоге» и готовится к процветанию…

 

Но всё совсем не так как кажется — эта «поминальная фата» шита «белыми нитками»: кредитная линия МВФ (те самые пресловутые 17,5 млрд. долл.) является частью пакета в 50 млрд. долл., из которых еще 7,5 млрд. долл. — средства других «спонсоров» (Мировой банк, ЕС. ЕБРР и проч), Еще 10 млрд. долл. — экономия Украины от ограбления собственного населения (рост тарифов в несколько раз), снятие энергетических субсидий (дефицит Нафтогаза сейчас больше чем дефицит госбюджета Украины) и проч.

 

Ну и еще немалая толика пакета (15 млрд. долл. из 50 млрд. долл.) – заранее заложенные в программу списания долгов Украины в пользу других (как бы менее значимых чем МВФ или ЕС, которые суверенны и долги перед которыми не списываются — прецедентов нет) кредиторов, по крайней мере один из которых точно не частный банк или группа «бельгийских дантистов», но – суверен, а именно Российская Федерация.

 

Но согласны ли с этим частные кредиторы?

 

«Комитет частных кредиторов Украины, объединяющий пять крупнейших держателей ее облигаций на сумму в $10 млрд., в ходе переговоров о реструктуризации будет выступать против списания основной суммы долга, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на пресс-релиз комитета.

 

Создание комитета, говорится в его сообщении, должно позволить «оперативно решить проблемы Украины, связанные с ликвидностью», и комитет уже разрабатывает соответствующий план, который будет предложен Киеву.

 

Заявление выпущено от имени комитета инвестиционной компаний Blackstone Group, которая выступает консультантом кредиторов.

 

Украина должна провести до конца мая реструктуризацию 29 выпусков ценных бумаг, включая субсуверенные обязательства, чтобы получить второй транш международной финансовой помощи. За счет реструктуризации долгов Украине, согласно согласованным с МВФ условиям, надо сэкономить более $15 млрд в течение 4 лет, в том числе более $5 млрд — уже в этом году (по графику, в 2015 году Киеву надо было бы выплатить $7,7 млрд основного долга и процентов).

 

Комитет кредиторов учредили Franklin Templeton, которому, по некоторым оценкам, принадлежат украинские бумаги на $7 млрд, и еще четыре крупных держателя суверенных и квазис суверенных еврооблигаций страны.

 

Минфин Украины с 13 марта начал консультации с кредиторами о реструктуризации внешнего долга. Украина официально предложила держателям ее облигаций обсудить сокращение суммы основного долга и купонных выплат, а также продление сроков обращения бумаг.

 

The Financial Times писала со ссылкой на свои источники, что держатели украинских бумаг не хотят соглашаться на списание основной суммы долга, считая, что заявленный масштаб сокращения выплат, который должен составить примерно $15 млрд, слишком велик.»

 

Без всего этого программа на 50 млрд. долл. не работает и кредит МВФ «летит коту под хвост»: даже с такими списаниями рисованные цифры программы (низкая инфляция и рост экономики Украины уже в следующем году, приличный платежный баланс и проч.) выглядит как нечто фантастическое, а без списаний — Украина не проживет и этот год, когда кредиторам надо отдать больше 10% ВВП в текущих ценах.

 

Кредиторы (пока) не согласны, что следовало бы ожидать…

 

Но согласна ли Россия с этим узаконенным грабежом, который предлагает (не просто предлагает, а заранее считает свершившимся, иначе как можно закладывать это условие в уже одобренный кредит) МВФ при утверждении своей программы? Или она всего лишь «не возражает» (воздерживается), когда затронуты её жизненно важные интересы?

 

Кроме 3 млрд долл. вложений Минфина РФ в евробонды Украины, есть еще несколько млрд. долл. долгов Нафтагаза, который собираются реструктурировать (читай: ликвидировать), долги Фирташа, заводы и пароходы, и прочая…

 

Всего наш президент оценил только активы российских банков на Украине в 30 млрд. долл., а общие российские инвестиции (во всех формах) оцениваются в 60 млрд. долл.

 

И это все простим или позволим вставить в «доверительное условие» очередной программы МВФ? Мошенничество на доверии — сложный состав, но иногда и он доказывается.

 

Можно не сомневаться в том, что международные фонды-стервятники (типа Franklin Templeton) свою возьмут? — они уже на Аргентине натренировались, где забрали или через американские суды или (под столом) реальными активами — прежде всего плодородной землей. Да и у нас в 1998 году они таки забрали все свое (и нашего прихватили).

 

А мы будем всё делать вид, что есть Суверены (типа МВФ или ЕС), а есть суверены, которые не способны постоять за себя? Или просто не осознают себя таковыми.

 

Американский конгресс заблокировал реформу МВФ, при которой США лишался пакета в 17% (обладает правом вето по Уставу МВФ). Но у стран БРИКС и других стран, которые «закрывают глаза» на подобную политику Фонда также есть эти 17%… Но они пока не применялись (не консолидировались) ни разу. Не пора ли, пока всех не передушат по одиночке?

 

Когда проводят учения у наших границ или вводят обидные и вредные санкции — мы на это реагируем. Но вот учения и санкции международных финансовых организаций мы как бы не видим. Более того, Фонд выставляет нам оценки — недавно он похвалил чиновников Минфина и Центробанка, которые де ведут адекватную (представлениям МВФ) политику «открытых дверей» на рынке капитала (оттого рубль и летает туда-сюда как мусорная облигация третьесортного эмитента). Может, потому и не торопятся дать наши денежные власти (а это их прерогатива и ответственность) соответствующие суверенные директивы представителям России в органах управления «старшего брата»?

 

Влад Немов, специально для News Front