Ситуация на Украине остается напряженной, но стабильной. В Песках и Широкино по привычке постреливают. В Киеве готовятся к выборам. Кредиты МВФ получены и даже потрачены. Тарифы растут, зарплаты сокращаются. Печенек от Нуланд нет. Вашингтон определился — ставка сделана на «партию мира» в лице Петра Порошенко.
Причина очевидна — из украинцев удалось выжать все возможное. Дальнейшее раскачивание ситуации приведет, скорее всего, к полной дезинтеграции страны и утрате влияния на ситуацию в регионе. Судя по всему, такой вариант рассматривался, но был признан нерачительным…
Конечно, это не значит, что Вашингтон намерен оставить Россию в покое. Строительство «санитарного кордона» продолжается. Чтобы вникнуть в его логику, достаточно взглянуть на список «небесной сотни».
В январе 2014 года первым убитым в Киеве стал армянин Нигоян, а год спустя происходит дикое убийство в Гюмри, которое едва не привело к антироссийскому майдану в Армении. У армян, впрочем, хватило здравого смысла (и, скорее всего, исторического опыта — что такое война и блокада, они знают не понаслышке), чтобы не допустить переворота в своей стране. У русских — решить проблему дипломатическим путем.
А кто был вторым в «сотне»? Белорус Жизневский… Между тем президентские выборы в Белоруссии намечены на осень этого года и майдан (по белорусской традиции — «Плошча») уже готовится.
Безусловно, стартовые позиции для майдана в Белоруссии немного не те. Народ там спокойнее, режим — прочнее, а оппозиция еще более ничтожна, чем на Украине. Тем не менее элементы риска присутствуют и там, и недооценивать их нельзя.
Во-первых, Александр Григорьевич одержал победу над националистами благодаря обращению к советскому прошлому и принятию самоочевидных решений в национально-культурной сфере (двуязычие, возвращение к советской символике). Сейчас, однако, в стране наблюдается рост того самого «национального самосознания», которое со временем выплескивается в национализм. Казалось бы, мелочь — претензии белорусских журналистов к российским коллегам относительно того, что они пишут «Белоруссия» вместо «Беларусь». Но ведь и у нас начиналось с анекдотической дискуссии относительно того, правильно ли писать по-русски (!) «в Украине» или «на Украине».
Не исключаю, что это не случайность, а повторение украинского опыта. На Украине бандеровский национализм был взят на вооружение для обоснования возможности и необходимости существования независимого украинского государства. На советском опыте существование суверенной Беларуси, о которой так любит говорить батька, невозможно — освобождали ее не партизаны, а Красная Армия.
Во-вторых, экономическая ситуация в стране не столь однозначная. Вступление Белоруссии в ЕЭП привело к росту цен и общему ухудшению социальной ситуации. Ну а позже начались экономические конфликты с Россией — несмотря на Таможенный союз, Россия, используя нетарифные механизмы, периодически блокирует ввоз белорусской продукции на свою территорию. Причем неправы, как можно судить, обе стороны — белорусы злоупотребляют реэкспортом европейской сельскохозяйственной продукции, на которую распространяются российские санкции, а русские фактически возрождают ту самую границу, которая должна быть, по сути, административной.
В-третьих, Лукашенко проводит слишком уж самостоятельную политику, причем зачастую его мантры о суверенитете и независимости вступают в противоречие с, например, существованием подзабытого ныне российско-белорусского союзного государства. Да и часть белорусской элиты, судя по всему, испугалась возвращения Крыма в Россию. Не удивительно, что на протяжении прошлого года отношение ЕС и США к «последнему диктатору Европы» существенно улучшилось, что само по себе является фактором риска (с откровенным врагами вроде Северной Кореи США стараются не воевать — боятся).
Лукашенко, скорее всего, играет на стороне Путина, изображая «доброго полицейского». Но из СМИ понять это невозможно, и белорусы не уверены в мере самостоятельности политического курса своего лидера (хорошо это или плохо — отдельный вопрос).
В-четвертых, нельзя забывать, что Лукашенко находится при власти уже более двух десятилетий, изрядно утомил всех, не имеет однозначного и популярного преемника. Самое время для элиты задуматься, что будет дальше. И заслужить себе место в этом «дальше» угадайте у кого?
Ну а тем временем на базах «Правого сектора» на Волыни тренируются боевики «Атряда “Пагоня”», а в Добровольческом украинском корпусе и в террористических батальонах замечено немало белорусов… Характерная цитата Дмитрия Яроша: «в подразделениях “Правого сектора” россияне и белорусы приобретают навыки борьбы с тиранией».
Око Госдепа поворачивается в сторону нашей синеглазой сестры. Важно не упустить момент.
С трактористом перебор. Он возомнил себя Царицей морской и золотая рыбка у него на посылках.
Здоровье как у всех имбецилов у него отменное, поэтому будут еще у них проблемы. А потом сидючи в типа эмиграции где-нить Вологде напишет воспоминания, что он ловчее всех и ему помешали до последнего Белоруса слится в экстазе союза.
Кто ему мешает щас стать губернатором Белыя России?