На Украине создано т.н. оппозиционное правительство, оно же теневое. Его возглавил Борис Колесников, ранее занимавший пост вице-премьера во времена Виктора Януковича. Кроме того, многие из членов этого правительства были министрами в правительстве Николая Азарова и членами Партии регионов, часть представлена менеджерами компаний Ахметова и Пинчука.

В оппозиционный кабмин вошли четыре вице-премьера и 12 министров. В частности, Вадим Рабинович — вице-премьер-министр по контролю за деятельностью правоохранительных органов, Наталия Королевская — вице-премьер-министр по социальной политике и пенсионной реформе, Александр Вилкул — вице-премьер-министр по индустриализации и восстановлению Донбасса, Михаил Добкин — вице-премьер-министр по реформе местного самоуправления, Константин Грищенко — министр иностранных дел, Михаил Папиев — министр социального обеспечения, Игорь Шурма — министр здравоохранения… Как видно, действительно все знакомые лица.

«Создав оппозиционное правительство и выбрав премьер-министром Бориса Колесникова, наша фракция сделала важный шаг по противодействию нынешней власти. Оппозиционное правительство — важная составляющая украинской политики. Общество должно увидеть альтернативу решениям сегодняшней власти», — заявил глава парламентской фракции «Оппозиционного блока» Юрий Бойко.

Бойко уверял, что оппозиционное правительство будет готовить законодательные акты, которые фракция будет выносить на рассмотрение в парламент, будет продуцировать решения, альтернативные политике правительства Яценюка, делать все для экономического развития страны и достижения мира.

В свою очередь, Колесников отметил, что «Оппозиционный блок» и оппозиционное правительство будут выступать за безоговорочное выполнение минских соглашений, реальное расширение полномочий регионов и борьбу с коррупцией.

«Нынешнее правительство абсолютно недееспособно. Поэтому на основе европейской практики мы создаем оппозиционное правительство, которое станет общественной площадкой для разработки стратегически важных проектов в социально-экономической сфере, а также займется конституционной реформой и безопасностью государства», — подчеркнул Колесников в своем выступлении.

* * *

Напомним, что Партия регионов во время правления Виктора Януковича, последнего законного президента Украины, была правящей на Украине. Однако она допустила госпереворот, после февраля 2014 года ее рейтинг стал падать. Партийное руководство решило не принимать участия в досрочных парламентских выборах в октябре 2014 года. Регионалы участвовали в выборах по спискам других оппозиционных партий, в частности «Оппозиционного блока».

Председатель политсовета Партии регионов Борис Колесников написал заявление о выходе из политической силы, сам проект приостановлен. Об этом проамериканскому изданию «Українська правда» сообщил источник, якобы близкий к руководству партии «Оппозиционный блок». «Сегодня юридически отсутствует возможность слияний партий, поэтому пишется заявление о выходе из одной партии и вступлении в другую. Поэтому Колесников написал такое заявление, чтобы возглавить оппозиционное правительство на базе партии «Оппозиционный блок», — рассказал собеседник издания. В аналогичном состоянии находится и Партия развития Украины, которую возглавили бывшие регионалы Юрий Мирошниченко и Сергей Ларин.

Теневые кабинеты являются признанной практикой в Западной Европе. Они призваны вести «параллельный подсчет» успехов и промахов конкурентов, готовя свои партии к новым парламентским выборам. На Украине прежде они тоже практиковались, однако особых успехов не получили.

Теневой кабмин Януковича с 2007 по 2010-й всякий раз созывал журналистов на свои заседания. Спустя четверть часа, зачитав все необходимые тезисы, прессу выпроваживали из зала. О чем говорили дальше «министры», история умалчивает.

Собранное в 2010-м по инициативе Юлии Тимошенко правительство Сергея Соболева удручало своей необязательностью. Складывалось впечатление, что для большинства министров участие в проекте было не более чем нагрузкой по профсоюзной линии. Сначала начались прогулы министров, а затем и сами заседания перестали созывать.

О «правительстве народной инициативы» от «Свободы», созданном в 2013 году, и сказать нечего. Провинциалы – они и на Украине таковыми остаются, попутно утверждая: «С нашей дурью никто не согласен, но мы все равно считаем себя и Степана Бандеру самыми умными».

* * *

И вот новый проект. Парламентские неонацисты сразу же остервенело залаяли. «Посадить», «пресечь», «арестовать» и прочие выражения со стороны людей вроде Ляшко и ему подобных – все это надо понимать лишь как недомыслие ремовских штурмовиков, не понявших в ночь «длинных ножей», что пришло иное время, когда надо договариваться с крупным капиталом и вместе с ним решать вопрос о «Дранг нах Остен».

Новое теневое правительство создано теми людьми, которые отчаянно стремятся замириться с нынешним режимом и с которыми режим хочет достичь полюбовного согласия. За ними богатства Рината Ахметова, Вадима Новинского, да и сами они далеко не бедные. Они – это те, кто не просто хочет сохранить Донбасс в составе Украины, но без всяких существенных перемен в ее нынешней сущности.

Тот факт, что после ослабления позиций Коломойского по воле вашингтонского обкома режим приобретает как бы большую респектабельность, особенно в глазах западного обывателя, ничего не меняет в его действиях. А наличие оппозиционного правительства при этом режиму крайне выгодно. Облагораживает, так сказать.

Кстати, бросается в глаза несколько фактов, появление которых совпадает во времени. Создание оппозиционного правительства. Формирование конституционной комиссии. Заявление Порошенко о возможности проведения референдума, и его уверенность в том, что украинский язык остается единственным языком, а русскоязычные каратели (коих, по его словам, аж целых 62%) любят Украину. И все это в один день.

Такого рода совпадения не могут быть случайными. Колесников и скрывающиеся за ним Ахметов, Новинский и др. вступили в сделку с режимом. Не случайно в их правительстве появилась должность «восстановителя Донбасса». Как не случайно и то, что в украинских СМИ прекратилась истерия вокруг бывшего лидера регионалов в парламенте Александра Ефремова. В конце февраля он был выпущен из-под стражи под залог в чуть больше 60 тыс. гривен, хотя вначале речь шла о 3,6 млн. гривен. Занимался, кстати, его освобождением лично Колесников. О разжигании Ефремовым «межнациональной розни» теперь уже никто не говорит. Наоборот, в его речах увидели исключительно «призывы к миру». Ничего удивительного.

Помимо прочего, оппортунизм учредителей оппозиционного правительства объясняется понесенными ими в последний год экономическими потерями. Например, активы Ахметова «похудели» за год почти в два раза, составили на конец марта 6,9 млрд. долларов. Среди причин не только падение спроса на сталь на мировых рынках. Серьезный ущерб нанесли военные действия в Луганской и Донецкой областях, где сосредоточены главные активы бизнесмена. У бывшего гражданина России Новинского, активы которого оцениваются сейчас в 0,8 млрд. долларов, обанкротился банк «Форум», приостановилась работа торговой сети «Амстор». Кроме того, «подвисли» пока еще принадлежащие ему Балаклавское рудоуправление, Сакский и Евпаторийский заводы стройматериалов. Поскольку олигарх выступил против вхождения Крыма в состав России, въезд на полуостров ему запрещен.

Не надо думать, что у г-на Колесникова получится обмануть Донбасс. Теперь уже не получится. Но попытка посеять сомнения у граждан двух народных республик в правильности избранного ими пути налицо. С этим обстоятельством придется считаться руководству ДНР и ЛНР, осуществляя новые меры по государственному строительству и строя отношения с Киевом на основе минских соглашений. Интересно, что глава ЛНР Игорь Плотницкий, отвечая на вопрос, как он относится к участию этих господ в республиканских выборах, прямо сказал: «Пусть приедет сюда Левочкин и остальные его партийцы и расскажут, где они были с прошлой весны: в каких окопах сидели, на каких фронтах воевали, сколько раненых вывезли, сколько крови сдали в луганском центре. И тогда, если народ их поддержит и выберет, — ради бога».

О будущей деятельности оппозиционного правительства можно судить по прошлой деятельности его членов. Если в его составе, например, Константин Стогний, названный министром внутренних дел и чрезвычайных ситуаций, то никаких возражений не последует и против того, чтобы СБУ опиралась в своей деятельности на опыт СБ ОУН-УПА.

Идя на союз с властью, пусть и в качестве младших ее партнеров, эти и другие господа рассчитывают поправить свои дела за счет «умиротворения» Донбасса по киевским лекалам. Понятно, что их карта бита, но они сами выбрали такой путь.

Фото: РБК-Украина

Виталий ВАРАВКА | 02.04.2015