Заканчивается I квартал 2015 года. Подводить итоги пока рано, но задуматься о наметившихся тенденциях ― самое время. Если говорить об основных показателях динамики экономического роста страны и оперировать при этом последними данными Госстата за февраль 2015 года, приходится   с сожалением констатировать: обвальное падение украинской экономики продолжается.

 

 

Так, в феврале этого года по сравнению с февралем 2014-го общее падение промышленного производства в Украине ускорилось до 22,5%. Сокращение объемов производства наблюдается в таких отраслях:

 

− производство кокса и продуктов нефтепереработки ― 42% (февраль 2015 года к февралю 2014-го);

 

− металлургия ― 71,1%;

 

− фармацевтика ― 72,4%;

 

− химическое производство ― 75,8%.

 

И это очень тревожная тенденция. Ведь, к примеру, украинская металлургия, переживающая сейчас тяжелые времена (спрос на ее продукцию на мировых рынках продолжает снижаться), всегда была одним из «китов» отечественного экспорта.

 

Впрочем, темпы спада в строительстве еще выше. В январе ― феврале 2015-го профильные украинские предприятия выполнили строительные работы на сумму всего 4,8 млрд грн, что на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

Огромные надежды возлагали на сельское хозяйство, но и в сельхозпроизводстве тоже наметился спад. По итогам января ― февраля 2015-го, если сравнивать с тем же периодом 2014 года, объемы производства продукции животноводства составили:

 

− мясо ― 97,9%;

 

− молоко ― 97,4%;

 

− яйца ― 91%.

 

Некоторый прирост наблюдался только в реализации отдельных видов сельхозпродукции, а именно: зерновых ― 4,0%, подсолнечника ― 25,6%, сои ― 75,8%. Но ― и это стоит особо отметить ― такой прирост обусловлен ростом экспорта украинских сельхозтоваров, который уже почти достиг 37% от общего объема отечественного экспорта, вытесняя из него продукцию машиностроения, химии и других отраслей промышленности. То есть Украина все больше превращается в аграрную страну.

 

В то же время эксперты отмечают: спрос на украинскую агропродукцию начал снижаться, особенно в Европе. Страны ЕС сами наращивают объемы сельхозпроизводства, чему способствуют девальвация евро по отношению к доллару и благоприятные погодные условия.

 

Кроме того, по мнению аналитиков, снижение цен на агропродукцию в мире идет такими темпами, что даже рекордная девальвация гривни не делает отечественную продукцию более конкурентоспособной. А значит, ожидать дальнейшего прироста продаж украинских сельхозтоваров, увы, не приходится.

 

Таким образом, отрасли традиционного украинского экспорта ― металлургия и сельское хозяйство ― в нынешних условиях жесткой конкуренции вряд ли смогут расширить рынки сбыта своей продукции.

 

Сохраняется еще одна опасная тенденция: внутренний рынок сбыта тоже продолжает сокращаться. В январе ― феврале 2015-го снижение объема розничных продаж составило 21,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. и если, говоря о проблемах экспортно ориентированных отраслей, правительство еще может ссылаться на объективные обстоятельства ― падение цен и спроса на внешних рынках, то резкое сокращение рынка внутреннего ― это прямое следствие антисоциальной политики Кабмина. Так, объемы производства украинской фармацевтики снизились на 18,4% с начала года. Но это вовсе не означает, что украинцы стали меньше болеть, просто у большинства из них теперь не хватает денег на то, чтобы купить даже более дешевые отечественные препараты. Такую же ситуацию наблюдаем и с реализацией продукции украинской промышленности: за январь ― февраль 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014-го объемы производства в пищевой промышленности сократились на 10,9%, а в легкой ― на 13,4%.

 

Сможет ли Украина переломить эти негативные тенденции и изменить ситуацию ― большой вопрос. Причем в первую очередь ― к премьеру и «правительству камикадзе».

 

Виктор Медведчук