Как вообще стало возможно, что мы позволили произойти тому, что сейчас происходит? Да, сегодня все разбираются в геополитике и с легкостью читают конспирологические замыслы «мирового правительства». И что характерно: чем менее человек образован, тем проще он верит в «мировое правительство» и тем решительнее выносит свои суждения по гуманитарным вопросам. Как правило, у такого человека виноваты все вокруг него, только не он сам.

 

И все же, как стало возможным, что в государстве, которое мы строили, человек, его жизнь, его счастье перестали быть главной ценностью?

 

Приведу цитату одного из моих любимейших философов ХХ века Эрика Фрома:

 

«Интересно задаться вопросом: почему наше время утратило концепцию жизни, как искусства? Современный человек, по-видимому, полагает, что чтение и письмо — искусства, которым следует учиться, что для того, чтобы стать архитектором, инженером или квалифицированным рабочим, необходимо длительное обучение, но что жизнь— нечто настолько простое, что не требует особых усилий, чтобы такое умение приобрести. Только потому, что все люди так или иначе «живут», жизнь рассматривается, как что-то, в чем каждый эксперт.

 

Современное общество, несмотря на то, какое значение оно придает счастью, индивидуальности, собственным интересам личности, учит человека чувствовать, что не счастье является целью жизни, а исполнение долга и успех. Деньги, престиж, власть стали стимулом и целью. Человек питает иллюзию, будто действует в собственных интересах, в то время, как в действительности он служит чему угодно, только не настоящим интересам своей личности. Для него важно все на свете, кроме его жизни и искусства жить. Он борется за многое, только не за себя».

 

Как только после развала Союза к нам пришла концепция «успешного человека» мы перестали жить и включились в гонку за «успехом». Деньги, дома, машины, фешенебельный отдых — именно это стало мерилом человека. Человек уже не есть то, что он думает, а человек есть то, чем он владеет. И все мы, во всяком случае, критическая масса нас с вами, молодых и агрессивных, бросились бежать очертя голову в направлении указанном нам алчностью и тщеславием. Во время этого бега мы топтали все, что попадалось нам под ноги, не обращая внимание на то, что мы бежали по растерзанным судьбам тех, кто в этой гонке проигрывал. Именно мы затоптали человека. Именно мы виновны в том, что в этом бесчеловечье выросло античеловеческое государство.

 

Василий Волга