Вчера генеральный секретарь НАТО Столтенберг в очередной раз медленно и терпеливо объяснил, что Украина не входит в зону ответственности Альянса и никто никогда никаких гарантий Украине давать не собирался. С другой стороны — поставлять всякие полезные штуки и подбадривать возгласами: «Давай еще!», «Лошадью ходи!» — это без проблем. Украина — инструмент войны с Россией, но и только. Рисковать своим собственным благополучием и тем более безопасностью за каких-то дикарей с экзотическими хаерами на темечке никто не будет.

С другой стороны, никаких сомнений в том, что у НАТО имеются планы на Украину, нет. НАТО немедленно воспользуется любой возможностью, чтобы придвинуть свою инфраструктуру еще ближе к территории России. Все движение на Восток для НАТО обусловлено стратегией создания неприемлемой угрозы, когда без военного нападения можно создать такую наступательную конфигурацию, при которой победа может быть достигнута предъявлением ультиматума.

Украина — прекрасная возможность раз и навсегда решить поставленную задачу. Принимать ее в Альянс — значит, предоставить ей гарантии и взять на себя ответственность за ее территорию и безопасность. Это никому не нужно и такую цель никто перед собой никогда не поставит. Но довести дело до распада Украины и разделить ее, к примеру, по Днепру, будет означать то же самое — но без малейших оснований защищать ее. Зато на оккупированной части можно будет выстраивать любые оборонительные и наступательные схемы, мотивируя это российской угрозой. Примерно так, как было мотивировано строительство европейской системы ПРО — против мифической иранской угрозы. Неважно, что Иран даже в горячечном бреду не рассматривал никогда идею удара по Европе — НАТОвское руководство сделало вид, что оно глухое и тупое, и использовало созданный им же самим миф.

Задача США и НАТО — довести ситуацию на Украине до коллапса, когда Россия будет вынуждена брать на себя ответственность за происходящее на ней просто из соображений элементарной безопасности своей территории. Миллионы вооруженных людей, бесконтрольное оружие, тысячи опасных производств, голодомор, эпидемии и эпизоотии, беженцы — в общем, весь букет, который ожидает Украину, вынудит принимать меры рано или поздно. Тогда и придет время НАТО.

Нет никаких сомнений, что НАТОвские руководители внимательно изучают политику России по Украине и с удовлетворением отмечают ее убогость и неспособность к непрямым методам ведения идущей по факту войны. Прекрасный и работающий инструмент непрямых действий — ополчение Донецкой и Луганской республик — используется еще менее эффективно, чем микроскоп для забивания гвоздей в стену. Происходит ли это от бездарности, либо речь идет о прямом предательстве — вопрос к следователям и судьям, которые должны будут разбираться с теми, кто сегодня рулит этой политикой. Однако пока последствия таковы, что Россию все дальше загоняют по пути абсолютно невыгодных и опасных прямых действий, когда волей-неволей, но придется действовать так, как это и нужно НАТОвским генералам и политикам. Причем загоняют люди не в Брюсселе, а в Москве. С Брюсселя спрос никакой — они просто делают свою работу.

При всей критике и неприятии политики Путина по Украине его ключевая идея о единой и неделимой Украине выглядит единственно здравым местом. Только единая Украина является залогом развала планов НАТО на приближение к нашим границам. Даже антироссийская, но единая Украина никогда и ни при каких обстоятельствах в НАТО принята не будет — об этом говорят до полного стирания языка все руководители НАТО. Однако добавление к единой Украине слова «пророссийская» делает любую политику России бесконечно далекой от требуемого нам результата. И оправдывает тех, кто своими действиями в конечном итоге приближает развал соседней страны. Известный анекдот про лошадь «Ну не шмогла». Мы пытались — но обстоятельства оказались выше нас — вот заранее заготовленное оправдание окончательного провала российской политики на Востоке Украины.

Проблема решается через сложную (к сожалению, простые решения были упущены год назад) военно-политическую схему, в которой ключевое условие — ликвидировать нацистский режим и обеспечить единство территории Украины должны сами украинцы. Ополчение — первый, но не единственный инструмент такой схемы.

Есть ряд решений, которые способны в системном поле решить сложную задачу освобождения Украины от проамериканских нацистов, сохранив ее единство и независимость. О них чуть позже. Однако парадоксально то, что в общем, эти решения уже озвучивались — озвучивались неоднократно, но очень быстро тонули и исчезали, как круги на воде. Видимо, с чьей-то очень существенной помощью.

 

На территории России, а также вообще за пределами Украины на сегодняшний момент находятся миллионы граждан Украины. Часть из них — трудовые мигранты, часть — классические беженцы, часть — вообще нелегалы. В России по разным оценкам, все три группы составляют от 2 до 2,5 миллионов человек. Это не считая украинцев-граждан России, очень многие из которых продолжают считать Украину своей родиной, родной землей и до сих пор не слишком воспринимают ее иностранным государством. Таковых — тоже порядка 2 миллионов человек, хотя конечно, в голову никому из них не залезешь.

По сути, большая часть этих людей брошена киевской властью. Они — никто, изгои. И они имеют полное право быть услышанными, их проблемы должны решаться — и выдвинутая недавно идея создания правительства Украины в изгнании даже в гуманитарном аспекте выглядит вполне логичной.

Однако у этой идеи есть и иное наполнение. Украина должна освободиться от нацизма — с этим не будет спорить даже самый упертый. За исключением находящихся под прессом украинских СМИ. Но сделать это изнутри невозможно по самой природе нацизма, извне — любая попытка внешнего вмешательства будет расцениваться как агрессия. К сожалению, реалии нынешнего времени таковы, что ни у кого не вызывает удивления разворот прочтения истории Второй мировой войны, когда агрессором называют СССР, а Германию — его невинной жертвой. Что уж говорить про нынешнюю Украину — она может залить огнем весь Юго-Восток, убить миллионы — но ее будут рассматривать именно как жертву в гипотетическом случае, когда на фронтоне здания на Банковой снова напишут слово «Дошли».

Можно, конечно, наплевать на мнение озабоченного мирового сообщества, но, к сожалению, мир, в котором мы живем, далек от вакуумной сферичности. Современная Россия может гордиться хотя бы тем, что она еще жива, несмотря на активную работу извне и изнутри по ее умерщвлению. Вести себя как Советский Союз она не может — и в этом вся горькая правда.

Тем не менее, решать задачи даже в таких непростых условиях мы можем и обязаны. И задачу по ликвидации нацистского режима на Украине с нас никто не снимал, тем более, что процентов 40 нашей вины в его возникновении и приходе к власти тоже есть.

Пожалуй, единственный сценарий, при котором возможно решение такой проблемы — это освобождение Украины извне силами самих украинцев. На сегодня есть три потенциальных ресурса, которыми можно попытаться реализовать этот сценарий — ополчение Донецка и Луганска — первый. Изгои, выброшенные из Украины в никуда — второй. Добровольцы-россияне — третий. Как показывает война на Донбассе, этот ресурс огромен и практически неисчерпаем.

Однако ресурс «овеществляется» только в том случае, если есть тот, кто его востребует. Тот, кто его использует и применит. Иными словами, в очередной раз возникает вопрос об организующем начале.

По сути, высказанная крайне аккуратно и осторожно идея о правительстве Украины в изгнании при разумном подходе способна обеспечить это организующее начало. Тем более, что в Россию бежали не только простые жители, но и немалая часть ее элиты (при всем скептическом отношении к этим людям). Это те, кто обладает опытом, связями, кого не нужно «вытаскивать». Те, кто при выполнении ряда условий может действительно стать настоящей украинской контрэлитой, способной решить задачу освобождения своей страны и главное — не дать ей рухнуть после этого в окончательный хаос и коллапс.

Это весьма важная проблема — завоеватель решает проблему вакуума власти через введение оккупационной администрации. Освобождение Украины от нацистов неизбежно ставит вопрос перед освободителями — на освобожденной территории нужно немедленно вводить государственное управление, и это нужно уметь делать. Ситуация на Донбассе, где вчерашние мастера-горнопроходчики и сомнительные личности с уголовными замашками становятся государственной властью, в очередной раз демонстрирует, как не нужно делать. Управление — это наука и это профессия. Значит, ею должны заниматься те, кто обладает навыками, опытом и способностями к этой работе. Задачи им должны ставить идеологи — и это поднимает еще одну проблему: что украинская контрэлита может предложить украинскому народу вместо нацистов и олигархов?

Сценарий Майдана, когда воров и взяточников сменили убийцы и грабители, вряд ли может считаться приемлемым, и поэтому идеология, а также связанная с ней целевая установка для строительства новой экономики становятся ключевыми проблемами любого украинского правительства в изгнании.

В очередной раз задача в общем виде сводится к триединому комплекту из силовой составляющей, идеологической и экономической программы действий. Отсутствие или неверная формулировка любого из этих компонентов превращает всю идею в фарс.

Создание правительства в изгнании вполне возможно. Задача решается стандартно: проведение выборов в некий представительный орган, который будет выражать интересы граждан Украины за рубежом. Этот орган избирает правительство и обеспечивает правовую основу для его деятельности. Правительство в изгнании формирует военную, политическую и экономическую структуры и ставит перед собой задачу освобождения Украины (всей Украины, естественно) от нацистского режима с помощью Народно-освободительной армии, набранной на добровольных началах среди граждан Украины и добровольцев-россиян, проведение на освобожденной территории комплекса мероприятий по кризисному управлению, проведение конституционной реформы и новых выборов, после чего передаст свои полномочия законному правительству освобожденной Украины.

Имеет ли право Россия признать такое правительство? Конечно. А кто нам может запретить? Порошенко? Обама? Имеет ли право Россия помочь этому правительству? Естественно. В конце концов, раз уж мы помогаем нацистам, то почему бы ради разнообразия не помочь и нормальным людям? Будет ли Россия вмешиваться во внутренние дела Украины в такой ситуации? Нет — хотя на этот счет могут быть любые мнения. Но это проблемы тех, кто будет такие мнения высказывать.

Непрямой ответ России на предложение поделить Украину, к которому нас подталкивает НАТО, может быть только в таком ключе. Нельзя (повторю еще раз русским по белому — нельзя) вводить российские войска на территорию Украины. Не только потому, что это будет признано актом агрессии. А еще потому, что у нас есть еще как минимум два угрожающих направления — Кавказ и Средняя Азия, на которых наша армия может не просто пригодиться, а сыграть ключевую роль в возможных в недалеком будущем событиях. Не будем забывать и об Арктике, где обстановка тоже динамично, хотя и не слишком явно, ухудшается. «Завесить» нашу армию на Украине — означает однозначно провалить другие угрозы, причем гарантировано.

Однако оставлять то, что творится на Украине, в прежнем виде — преступление. За то, что уже натворили кремлевские политтехнологи, они должны быть распяты на Лобном месте — и это еще самое из гуманных предложений на их счет. Проводить далее чудовищную политику, которая способствует уничтожению огромного региона, геноциду и истреблению наших людей — преступно и невозможно. Однако тупое лобовое решение также недопустимо — все должно делаться с пониманием цели и сопутствующих ей задач. Главное — должна быть создана новая команда Кремля, которая и будет реализовывать эту цель. Нынешняя должна уйти. И чем раньше — тем больше людей останется жить, тем меньший вред нашей стране они успеют принести.