В феврале прошлого года оппозиционер Порошенко, выступая со сцены Майдана, обвинил действующую власть в том, что сбережения каждого гражданина Украины обесценились на 10% – в тот момент, когда правительство и Нацбанк допустили девальвацию гривны с 8,20 до 8,90 гривен за доллар. Сегодня, когда курс пробил отметку 26 гривен за единицу американской валюты, тогдашнее  заявление Порошенко воспринимается как насмешка. Гривна девальвировала в 3,25 раза – вполне соизмеримо с обесцениванием сирийского фунта, правда в Сирии масштабная война идет уже почти 4 года.

 

Хорошо помню заявления Яценюка сотоварищи времен их пребывания в оппозиции о том каким благом для украинской экономики будет девальвация и насколько увеличатся золотовалютные резервы и профицит платежного баланса, если отпустить гривну в свободное плавание. Гривну таки отпустили в свободное плавание – да так, что она погрузилась ниже ватерлинии. Монетарная политика оказалась совершенно провальной – дефицит платежного баланса за 2014 год составил $13,3 млрд против профицита в $2 млрд за 2013 год, а золотовалютные резервы  за 4 месяца, с октября по февраль, сократились на $10 млрд – до $6,4.

 

Девальвация могла бы дать позитивный эффект лишь в случае внедрения импортозамещения и устойчивого роста экспорта. Импортозамещения нет и не предвидится, наоборот, возросла зависимость от жизненно необходимого импорта энергоносителей – угля и электроэнергии, а экспорт за 2014 год сократился на 15% – прежде всего из-за разрыва кооперационных цепочек с Россией. Кроме того, девальвация неприемлема ввиду следующего: так уж сложилась украинская действительность, что малейшее колебание на валютном рынке приводит к взрывному росту панических девальвационных ожиданий среди банковских учреждений  и населения – каждый участник рынка начинает скупать иностранную валюту, стараясь избавится от гривны, боясь ее дальнейшего обесценивания.

 

Либеральные экономисты,  говорили, что обесценивание гривны способно простимулировать приток иностранных инвестиций, рентабельность которых после девальвации повышается в связи с уменьшением затрат инвестора в пересчете на национальную валюту. В практической плоскости отток капитала из Украины за прошедший год составил более $8 млрд – и нет никаких предпосылок для изменений столь негативной тенденции, поскольку продолжается фаза активного передела собственности, а любой бизнес становится объектом пристального внимания если не со стороны фискальных органов, так со стороны многочисленных рейдеров, орудующих под вывесками «добровольческих батальонов», «народных активистов», «самооборон» и т.п.

 

Важным фактором остается вывод капитала в офшоры украинским олигархатом, который старается максимально выкачать ресурсы из стремительно деградирующей экономики – во многом именно этим объясняется катастрофическая девальвация гривны. Напомним, что Нацбанк продолжает выдавать рефинансирование привилегированным банкам, выданные средства конвертируются в валюту, обрушивая курс гривны, и оседают на оффшорных счетах.

 

То, что девальвация приведет к окончательной аннигиляции украинской экономики, – сомнений мало. Уже сейчас практически замерли завязанные на курс доллара и евро рынок недвижимости и авто, туризм, ритейл бытовой техники, электроники, одежды. Но наиболее тяжелые последствия возможны для энергетики и сельского хозяйства – системообразующих отраслей экономики.

 

Энергогенерирующие компании будут вынуждены для покрытия убытков существенно повышать тарифы для конечных потребителей – однако вряд ли такой шаг будет действенным, поскольку в сфере ЖКХ наблюдается ежемесячный кумулятивный рост задолженности за услуги. Кроме того, совершенно непонятно за какие средства правительство будет покупать  энергоносители для следующего отопительного сезона – уже сейчас последний платеж «Газпрому» от «Нафтогаза» составил мизерные $70 млн. Коммунальный и энергетический коллапс практически неизбежен уже в начале 2016 года.

 

Очень тяжелые времена ожидают и сельское хозяйство в условиях огромного скачка цен на топливо, удобрения и технику. Не добавляет оптимизма и колоссальные проблемы с банковской системой, которая не сможет обеспечивать сельскохозяйственные предприятия кредитами и оборотным капиталом, особенно когда Нацбанк, стремясь сбить спрос на валюту, повысил учетную ставку до 19,5%.

 

Очевидно, что дальнейшая девальвация гривны продолжится, поскольку никаких инструментов сдержать этот процесс нет. Одновременно с девальвацией продолжится и демонтаж экономики и откидывание за черту бедности подавляющего количества населения Украины, прожиточный минимум для которого согласно бюджету составляет уже менее $50.

 

Денис Антонович, специально для News Front