Не всякий, родившийся в Благодатном, имеет Божию благодать. Из прожитых восьмидесяти пяти лет, «патриарх» Филарет (Михаил Денисенко) последние двадцать два года усиленно делает вид, что создаёт некую украинскую поместную церковь. Тема самостоятельности украинского православия не нова. Эту идею, подобно эстафетной палочке, Филарет перехватил от министра вероисповеданий Гетманского правительства националиста А. Лотоцкого, который еще в 1918 году говорил: «Основные положения украинской государственной власти заключаются в том, что в самостоятельном государстве должна быть и самостоятельная церковь».

В наши дни, Филарет публично выдает эту идею, как свою собственную, перефразируя её в сотнях вариаций, непрестанно убеждая окружающих в постоянстве своих «религиозно-патриотических» взглядов.

Причем корнем всех идеологических построений Филарета является культивирование в сознании украинцев беспросветной ненависти к Москве. Откуда это взялось у бывшего ректора Московской духовной академии? Ведь до распада Советского Союза, будучи Экзархом Украины, митрополит Филарет (Денисенко) был носителем кардинально противоположных убеждений. В этом можно легко убедиться, ознакомившись с текстом от 31 июля 1987г. под названием «Беседа Митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Экзарха Украины, с гидами из Соединенных Штатов Америки». Материал подготовлен сотрудником филиала Отдела внешних церковных сношений Украинского экзархата протоиереем Иоанном Черниенко. Тогда Михаилу Антоновичу (Филарету) было 58 лет, – он в расцвете духовных сил и надо полагать думал, о чем говорил.

Когда перечитываешь подлинные исторические документы, справедливо напрашивается мысль, звучащая как аксиома, – неужели знания о Боге и Церкви Христовой, полученные в высших духовных школах, могут быть подвержены эрозии временем. Ведь пребывая во Святом Крещении, желая достичь спасения души, человек всю жизнь должен соблюдая нравственную чистоту, не дать сердцу угаснуть в вере. Тем более для паствы священнослужитель-христианин, это, прежде всего образец духовного постоянства во времени. И словом, и делом.

У Михаила Антоновича Денисенко с этим не сложилось. Так он и живет, расколотый временем на два естества, враждующих до безумства в его покрытой анафемой голове. Страдая глубокой психологической неустойчивостью, человек двух ипостасей, в моменты особых умственных озарений терзается мыслью о «единой поместной церкви». И так почти четверть века! Как правило, галактическое томление духа происходит в одном из тихих кабинетов здания бывшей Киевской Митрополии УПЦ расположенном на Улице Пушкинской 36, которое «добрый христианин» преступно отобрал у канонической Украинской Православной Церкви вместе с документами и всем имуществом.

Подхваченный волной вседозволенности, эгоизма и тщеславия, умилённо всматриваясь в цифры украденных у УПЦ банковских счетов, бывший Экзарх Украины митрополит Филарет (Денисенко) давно и сознательно стал на путь служения сатане. Искус к власти и славе не только привёл беднягу к личностной катастрофе и анафеме, но и отбросил его в прошлое – во времена националиста Лотоцкого и других ревнивцев псевдоцерковных идеологий, которые так и не дождались реализации своих антиправославных теорий.

Не дождётся «единой поместной церкви» и Филарет, который и так знает, что всё, деланное им – чистая фикция. Для него и немногочисленного окружения со времён Украинского экзархата все блага «поместной церкви» давно существуют на Пушкинской 36. Даром доставшееся здание, расположенное в центре Киева склонило неприхотливый ум к стойкой деградации в область животного приспособленчества. Вчера – против украинского национализма, сегодня – за украинский национализм, лишь бы не выгнали с Пушкинской 36. Вот и весь патриотизм! Живой пример того, как монах, отступивший от давших некогда обетов Святой Церкви Божией и падший в бездну политического национализма, постепенно превратился в сгусток концентрированной лжи!

Пребывая вне спасительной благодати, тянет земную лямку, продолжая немилосердно издеваться над канонами и церковным правом патриот-Михаил, он же «патриарх», он же Филарет-анафема и просто вор…

История Вселенского Православия знает много подобных деятелей, оставляя потомкам свидетельства их нелепых нравственных трансформаций в виде документа, текст которого подается ниже.

 

 

 

(Редакция оригинала сохранена)

                                                                                Приложение к справке

                                                                      От 29 июля 1987 года

 

Б Е С Е Д А

Митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Экзарха Украины, с гидами из Соединенных Штатов Америки

 

Прежде всего, я хочу приветствовать вас в резиденции Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины, и выразить свою радость по поводу вашего визита.

Насколько мне известно, вы представляете гидов тех групп, которые приедут на празднование 1000-летия Крещения Руси, и на нас лежит задача, как можно лучше организовать предстоящую встречу с туристами и паломниками.

Вам, очевидно, известна общая программа празднования 1000-летия Крещения Руси. Хочу напомнить, что празднование произойдет с 4 по 17 июня 1988 года. Начнется оно в Москве, в Троице-Сергиевой Лавре, где вы недавно присутствовали на торжественном богослужении, а с 14 по 17 июня празднование продолжится в Киеве, Ленинграде и Владимире, затем с 18 июня по 10 июля – во всех епархиях Русской Православной Церкви. Еще раз повторяю, что в Киеве юбилейные торжества начнутся с 14 по 17 июня.

Вы очевидно знаете, что Киев был древней столицей нашего государства, и, естественно, отсюда крещение начало распространяться по всей Руси. А крещение русского народа продолжилось от крещения семьи князя Владимира. В Киеве есть место, не знаю, показывали ли вам его, на склоне Днепра /там теперь стоит обелиск/, где совершилось крещение сыновей князя Владимира, крещение бояр и дружины князя происходило в речке Почайне, на месте слияния ее с Днепром. Вот почему в различных исторических документах вы можете встретить сведения о крещении как в р.Почайне, так и в Днепре.

После этого христианство быстро начало распространяться по территории нашего государства – Руси.

В те времена Киевская Русь территориально представляла собой: простиралась от Ладожского озера /нынешнего Ленинграда/ – с севера, до середины Днепра на юге /т.е. до нынешнего Запорожья, Днепропетровска/; от Северных Карпат на западе, до Волги на востоке. Таким образом фактически на территории Киевской Руси находилась большая часть нынешней Украины, Белоруссии и России. А вы знаете, что украинские националисты за рубежом считают, что 1000-летие Крещения Руси может праздновать только Украина, то есть Киев, ее древний центр.

Но ведь Киев был столицей всей территории Киевской Руси, а это города: Псков, Полоцк, Новгород, Чернигов и др. И поэтому, мы считаем, что это празднование 1000-летия вообще РПЦ. А по скольку ныне центром РПЦ является Москва, мы и начинаем празднование из столицы нашей Родины – Москвы.

Киев был центром культурной и церковной жизни до нашествия татар в 1240 году. После чего церковный центр переместился в г.Владимир, хотя и после 1240 года уже во Владимире Митрополиты назывались Киевскими и всея Руси. С XIV–XV вв. произошло разделение на две митрополии: Киевскую и Московскую; один митрополит жил в Москве, а другой в г.Вильно, а затем в г.Киеве.

В период татарского нашествия Киев находился в запустении.

Так коротко можно описать вам историю нашего государства и в частности становление Церкви. Еще раз повторяю программа 14–17 июня в Киеве будет следующей:

  1. Торжественный акт, посвященный юбилею1000-летия Крещения Руси;
  2. Торжественное богослужение – всенощная и литургия во Владимирском кафедральном соборе, затем духовный концерт;
  3. Праздничный прием, посвященный юбилею;
  4. Посещение различных св. мест Киева туристами и паломниками.

В праздновании будут участвовать делегаты Поместного собора РПЦ, гости, представители всех церквей и религиозных объединений, с которыми наша церковь имеет добрые отношения.

Иностранные гости из Москвы, разделившись на три группы, поедут в гг. Киев, Владимир и Ленинград.

Ваши группы будут здесь, и мы еще подумаем, каким образом они примут участие в наших торжествах. Очевидно они будут присутствовать на торжественном богослужении, не только во Владимирском соборе, но и в других храмах города Киева. Затем, я думаю все будут присутствовать на духовном концерте. И после этого осмотрят исторические достопримечательности и святые места Киева.

Теперь, за ограниченностью моего и вашего времени, я отвечу на интересующие вас вопросы. Да, я специально не трогал тех вопросов из жизни РПЦ, которые будут вами теперь заданы.

  1. Вопрос: В прошлом году в городе Киеве проходила конференция по древнему христианству. Где можно найти эти материалы, будут ли они опубликованы?

Ответ: Было уже две конференции по истории христианства на Руси: в г.Киеве и в г.Москве; планируется третья – в Ленинграде. Мы готовим собрание докладов о работе киевской конференции, они уже находятся в типографии и скоро, наверное, в будущем году выйдут в свет. Мы планируем распространить это издание сначала на русском языке, затем на английском. Планируется также выпуск сборников московской конференции и несостоявшейся еще ленинградской.

  1. Нам интересно знать ваше отношение к другим верованиям. Как построить мост доверия между нашими странами и народами? Могли бы вы остановиться на вопросе новых возможностей Церкви в вашей стране?

Ответ: Посколько мы празднуем 1000-летие Крещения Руси, то я коснусь только РПЦ. Вы знаете, что у нас в СССР есть различные вероисповедания: католики – в основном в Литве, большая часть населения Латвии. На Украине также есть католики, но по сравнению с православными и баптистами их здесь значительно меньше. В Грузии существует Грузинская Православная Церковь, а в Армении – Армянская Апостольская Церковь. В СССР баптисты занимают второе место в мире после США. Кроме баптистов, старообрядцев и др.вероисповеданий, у нас есть реформатская церковь, адвентисты 7-го дня и прочие мелкие протестантские деноминации. Имеется очень большая община мусульман в СССР. Они в основном сосредоточены в республиках Средней Азии, Поволжья, на Кавказе и зап.Сибири. Имеются также буддисты на территории Бурят-Монголии. Есть также иудейская религия. Синагоги, обслуживающие эти общины, открыты в Москве, Ленинграде, Одессе, Черновцах, Киеве и др. городах. У нас есть еврейская автономная область – Биробеджан. Не все мировые религии, но большинство из них есть в нашей стране.

Теперь по вопросу отношения государства к религии. У нас есть один закон, который касается всех религий, и перед этим законом все религии равны, ни одна из них не имеет преимуществ. Существует в Конституции закон о религиозных культах, который является основным и регулирует отношение между религиями и государством. Теперь, в условиях всеобщей перестройки и гласности у нас начинает углубляться демократизация и по отношению к религиям. Этот процесс единый и цельный, и поэтому касается и жизни РПЦ.

Если показать конкретно, на примерах, то это и расширение издательской деятельности нашей Церкви и других религий, открытие новых храмов, создание более благоприятных условий для подготовки духовенства, разработка нового законодательства о культах в связи с принятием Конституции 1977 года. Таким образом все это говорит о новых демократических процессах в нашей стране.

  1. Наши группы прибывают к вам в период с апреля по ноябрь, поэтому Национальный Совет Церквей США будет посылать по несколько групп, чтобы не затруднять ваших мероприятий по юбилейным торжествам, чтобы слишком не утомлять вас. Как эти группы будут принимать участие в торжествах?

Ответ: Мы думаем, что не устанем. Всем группам, которые прибудут к нам будет оказано все необходимое, некоторые примут участие в богослужениях, мы же поможем вам составить церковную программу, так как большинство групп прибудет к нам по линии «Интурист». Но вы должны договориться со своими фирмами о более широкой церковной программе. А мы в свою очередь согласуем с «Интуристом» соответствующие программы для подобных групп. Мы будем стремиться к тому чтобы вы ознакомились как с общественной так и с церковной жизнью нашей страны.

  1. Как нам донести до наших групп вопросы об отношении украинских националистов к юбилейному празднованию 1000-летия Крещения Руси?

Ответ:  Главная цель украинских националистов – образование украинского государства, т.е. отделение Украины от СССР. Для этого они используют Церковь, но они не знают истинной жизни на Украине, не знают их настроения украинского народа. Я беседовал с одним из руководителей украинской католической церкви, и он мне прямо сказал: мы хотим, чтобы у нас было независимое самостоятельное государство – Украина. А я у него спрашиваю: «А кто это мы?» А он отвечает: «А это – я и другие украинские комитеты». Я ему говорю: «А вы знаете, что украинский народ не хочет отделения от СССР. Мы ведь свободные люди и желаем быть в единой семье народов СССР».

Это и есть главная проблема. А поскольку Церковь будет праздновать 1000-летие, то украинские националисты хотят использовать юбилей для пропаганды отделения Украины от России. На этой идее они пытаются убедить общественное мировое мнение, что праздновать имеет право только Украина, г.Киев. Но эту бредовую мысль у нас никто не поддерживает.

  1. Хотелось бы знать, кто будет канонизован в следующем году на соборе?

Ответ:  На этот вопрос ответит Поместный собор РПЦ. Сейчас идет подготовка к собору. У нас есть достаточно выдающихся личностей, которые достойны почитания. Но мы из этого большого числа выберем некоторых для канонизации.

  1. Надо полагать, что мы выиграли от беседы с вами, Ваше Высокопреосвященство. Нам бы не хватило времени, если бы мы говорили с вами целый день. Но вот часть группы должна отправиться в Одессу несколько раньше, поэтому мы вынуждены прощаться с вами. Частично свое желание пообщаться с вами мы уже осуществили в Загорске на торжествах, где виделись с вами. Теперь мы воспользовались вашим искренним гостеприимством и здесь достигли многого, за что приносим свою глубокую благодарность. Позвольте, дорогой владыка, вручить вам сувениры и прочитать письмо приветствия и благодарности.

Ответ: Я благодарю вас за этот символический дар, особенно потому, что здесь вышито священное для нас слово «Мир». И наша вера делает все возможное, чтобы был мир на земле. Я думаю, что и ваши группы туристов будут способствовать взаимопониманию и единству между нашими народами и странами. Когда вы приедете домой, то расскажите, что здесь живут не ваши враги, а ваши братья и сестры, которые  обращаются к тому же единому Богу, к которому молитвенно обращаетесь и вы в своей стране; и что вера в нашей стране не менее сильна, чем в вашей. А что касается людей нерелигиозных, то и на них надо смотреть, как на творение Божие, и с ними надо жить в мире. Ведь мы свободны в своих суждениях и свободны в выборе мировоззрения и религиозных убеждений. Ведь и в вашей стране среди верующих тоже есть много нерелигиозных людей, которые живут не по Божьему закону.

И у нас до революции думали, что все верующие, а последующие события показали, что верующие далеко не все. Так обстоит дело и во всем мире, и тем не менее все мы должны созидать мир для всех и верующих, и неверующих, объединять наши священные усилия во имя торжества мира и жизни на земле.

 

 

31 июля 1987 года

 

Протоиерей                И.Черниенко