Замминистра иностранных дел Рябков сообщил, что по его мнению, США в ближайшие десятилетия не признают вхождение Крыма в состав России и напомнил, что точно так же, хотя и неафишируемо, Штаты так и не признали вхождение прибалтийских республик в состав СССР.

Аналогии всегда условны, и полной аналогии с Прибалтикой не получается. Тогда не было другой страны, которая могла бы требовать возврата ситуации на исходные и считала бы себя оскорбленной таким присоединением. Сейчас такая страна есть, а сами США при этом по словам того же Рябкова, уже не скрывают намерений сменить власть в России. Пока их усилия направлены на создание социально-экономических условий для такой смены, видимо, после того, как они будут созданы (по мнению США), события неизбежно перейдут в новую фазу — собственно смены.

Здесь речь идет не о страшилках каких-то неуравновешенных личностей, как успокаивают себя многие — это мнение официального лица, входящего по должности в высшее российское руководство.

Правда, здесь есть некоторое лукавство и определенный нюанс.

После распада Советского Союза стратегия Соединенных Штатов существенным образом трансформировалась. Если во времена биполярного мира СССР и США старались сохранять целостность государств и вели борьбу за создание дружественных или по крайней мере нейтральных по отношению к себе режимов, то после 91 года ситуация развернулась.

Стратегия доминирования, как и стратегия лидерства Соединенных Штатов не нуждается в наличии бесконечного числа союзников — скорее, наоборот. Союзник — это тот, перед кем ты так или иначе, но несешь обязательства. Сохранившаяся система НАТО, как мы можем видеть, не слишком устраивает США именно потому, что несет на себе такую обязательную для США, но совершенно ненужную им нагрузку. К примеру, Турция, которая как член НАТО имеет право на защиту, прямо сейчас находится в предвоенном состоянии, имея в противниках Сирию и ИГ. США находятся перед сложной задачей — втравить Турцию в войну, оставшись при этом в стороне. Нет сомнений, что в случае, если им удастся спровоцировать Турцию на столкновения, они найдут формулу, по которой сумеют обосновать отказ НАТО от помощи, но и создавать прецедент нарушения 5 статьи Устава им тоже не хочется.

Было принято решение, которое неукоснительно соблюдается и будет выполняться в дальнейшем — США активно разрушают и фрагментируют существующие государства, совершенно не заботясь о создании на их территории дееспособных режимов. Логика действий вполне прозрачна и знакома нам по нашей давней истории, когда феодальная раздробленность русских княжеств ослабила их настолько, что они не смогли противостоять нашествию монголо-татар. «Лидерство» США должна обеспечить не их мощь, на поддержание которой у мировой сверхдержавы уходят колоссальные ресурсы, а немощь любого потенциального противника.

Есть ситуации, когда демонтаж и фрагментация той или иной страны без прямого военного вмешательства невозможны. Иран, Китай, Россия — страны, прямое военное столкновение с которыми могут настолько ослабить США, что они окажутся неспособными обеспечивать свое лидерство даже в разрушенном ими мире, и поэтому здесь работает другая тактика, работающая на интересы стратегии: вокруг стран-«изгоев» создается пылающее пространство с бесконечной угрозой противникам США, что вынуждает их тратить ресурсы не на развитие (а значит, угрозу США), а на поддержание остатков стабильности.

Мы видим, что стратегия США работает: уже разрушены Югославия, Ливия, распадается Йемен, Сирия, развал Ирака стал фактом, с огромным трудом была предотвращена гражданская война в Египте, Афганистан балансирует на грани, теперь вот трагедия Украины. В 2008 году стал фактом распад Грузии. Везде, где это происходит, США стараются оставить точки напряженности, создавая угрозу возобновления или дальнейшего распада, или войны.

И вот здесь нужно отметить, что Россия во многом отработала свой номер, помогая США в реализации подобной стратегии. Характерный пример — Грузия, где мы уже не можем сослаться на свою слабость, как с Приднестровьем. Вместо того, чтобы воспользоваться военной победой и добиться переговоров с выгодным для нас результатом между Тбилиси, Сухуми и Цхинвали, российский президент принял решение в интересах США (вопрос Бжезинского про «вы еще решите, чья это элита» выглядит в этом случае более чем актуальным). Такое же решение строго в интересах заокеанских друзей, но категорически противоречащее нашим, тот же президент принял по Ливии. Сегодня он же с успехом добивает экономику страны и готовит те самые социально-экономические условия, о которых говорит Рябков. Правда, Рябков говорит только о США, скромно умалчивая активную пособническую роль по эту сторону границы.

Крым, нужно отметить, перешел к России уже при другом президенте — однако он продолжает линию на славное сотрудничество российской и американской элиты в деле обкладывания России красными флажками и враждебным окружением. Незавершенное во всех смыслах присоединение Крыма создало ситуацию, абсолютно выгодную для США: фрагментирована очередная страна, создан еще один очаг вечной напряженности, которую Штаты могут регулировать в нужном для себя направлении и по интенсивности. И при этом они потратили всего 5 миллиардов живых денег и пакет печенек Нуланд. Что они потратили в России — сказать сложно, пока об этом ничего не говорится. Но за спасибо наши компрадоры не работают, видимо, у них есть какие-то сладкие обещания в виде каких-то еще печенек.

Объяснить иначе происходящее трудно — в противном случае придется предполагать, что в российском руководстве сплошь имбецилы, не понимающие смысла политики США. В это верится с трудом, и тогда приходится признавать обратное — не имбецилы, все делается вполне сознательно.

И вот это все хотелось бы услышать от заместителя министра иностранных дел. Это его ведомство отвечает за внешнюю политику и формирует предложения. Однако он ограничился констатацией очевидного, упустив главное.