ОПЕК приняла решение не сокращать квоты на добычу нефти, что могло бы стабилизировать цены на «черное золото». Эксперты считают, что снижение цен на нефть имеет не экономическую, а политическую и спекулятивную природу, однако выигравших и победивших тут определить сложно. Но уже ясно, что текущее положение выгодно Китаю, как крупному импортеру нефти, а российское руководство сумело «нивелировать» потери от падения нефтяных цен, более того, несмотря на все «страшилки», сейчас в бюджете большой профицит. Что же касается прогнозов, то ситуация на мировом рынке нефти — из разряда «у кого нервы крепче», и рост цен должен начаться к весне

После беседы в формате Россия-Мексика-Саудовская Аравия-Венесуэла стало понятно, что будет принято решение о сохранении квот на добычу «черного золота», отмечает глава комитета ГД по энергетике Иван Грачев.

Он прокомментировал заявление главы «Роснефти» Игоря Сечина о том, что Россия может «пережить» падение цен до 60 долларов за баррель. «Несмотря на аллармистсткие высказывания Улюкаева, у России профицитный бюджет. По состоянию на октябрь в стране 1 трлн рублей – профицит. Для примера, это бюджет Украины. Торговый баланс тоже профицитный — 132 млрд долларов. В этом смысле Россия может выдержать достаточно длинный срок такие низкие цены», — отметил Грачев.

Председатель профильного комитета уверен, что снижение цен на нефть имеет не экономическую, а политическую и спекулятивную природу. Ни весной, ни летом в мире не произошло ничего такого, что кардинально переломило бы ситуацию на рынке, сказал он. В частности, спрос на новые возобновляемые источники или сланцевый газ не вырос. «Если мы посмотрим объемы бурения сланцевых месторождений США, то впервые они за последнее год даже снизились – процентов на 6», — пояснил Грачев.

При установлении цены на нефть на отметке 60 долларов за «бочку», в первую очередь, пострадают другие страны, считает он. «По сводным оценкам, сейчас треть американских скважин находятся за пределами рентабельности. Если цена будет 60 долларов — то за пределами рентабельности окажется больше половины. Только огромными финансовыми вливаниями можно поддерживать относительно низкие цены на нефть. Вопрос в том, чьи нервы раньше сдадут. Надо полагать, что первыми не выдержат другие», — прокомментировал глава комитета.

Данный тезис поддержал и генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. Он подчеркнул, что при ценах ниже 60 долларов сланцевая нефть не будет экономически эффективной, и американцы будут вынуждены поднять цену. Комментируя решение ОПЕК об отказе в снижении квот на добычу углеводородного сырья, эксперт отметил, что оно было прогнозируемо, вместе с тем никакого влияния на ситуацию на мировом рынке оно не окажет. Бушуев выразил мнение, что цена на нефть основывается не на политике «спрос-предложение», а определяется на фьючерсном рынке, то есть базируются на психологическом эффекте. В том числе огромное влияние на ее «маневры» оказывают СМИ, заставляя участников рынка «играть в одну определенную сторону».

По мнению эксперта, проиграли от результата прошедших переговоров ОПЕК, прежде всего, Венесуэла и Нигерия, поскольку их экономика очень сильно зависит от экспорта энергоресурсов, США, а также сами страны ОПЕК. «Выиграли китайцы и Саудовская Аравия. Китай – потребитель нефти в больших объемах и всегда выигрывают. В этой информационной войне повели себя очень умно, тонко, но провоцировали многих журналистов именно «кричать в одну сторону», — сказал Бушуев.

Россия же не выиграла и не проиграла, уверен он. «Доходы в рублях от цены нефти в долларах не зависят. Одновременное ослабление рубля и падение цен на нефть привели к тому, что поступления в российский бюджет остались такими, какими были. Никакие социальные программы на ближайшие программы не получат ущемления и будут реализованы», — пояснил эксперт.

А все предположения наших нефтяных «главарей» о прогнозах цен на нефть лишь говорят о том, что каждый из них действует в собственных интересах, стимулируя общественное мнение, отметил Бушуев. Он призвал меньше руководствоваться сиюминутными факторами и придавать им значение во избежание общественной «паники». В падении цены, по мнению гендиректора Института энергетической стратегии, нет ничего необычного. Еще в 2011 году аналитики прогнозировали помесячное снижение до 80 долларов за баррель. Так, согласно закономерностям развития нефтяного рынка, цены будут «проседать» до 2015-2016 года, заявил Бушуев.

Примерно полгода цена на нефть еще будет падать, а потом, вероятно, начнется процесс стабилизации. Такое мнение выразил президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин, добавив, что прогнозировать цены в нынешних условиях является «самым убийственным занятием».

Поддержал прогноз и глава думского комитета Иван Грачев. «В пределах шести месяцев должен быть перелом тенденций, не знаю, где они найдут дно – на 60 или 70 долларах. Но то, что они долго не выдержат низких цен – факт», — сказал он. Другой эксперт — директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский — согласился с тем, что «психологически» цена в 60 долларов за баррель должна состояться. Этот тренд продержится до марта-апреля 2015 года, а далее произойдет повышение. Он подчеркнул, что причиной изменения цен в скором времени может служить и социальная политика США. «Они сели на нефтяную иглу, но решили все социальные и экономические проблемы. В этом плане им выгодно держать высокую добычу, потому что занята рабочая сила. Если раньше США бурили 12 тысяч скважин в год, то сейчас они бурят столько же за неделю. Это производство станков, а значит и загруженность предприятий кадрами», — пояснил Дмитриевский.

Эксперты также обсудили проблему недостаточного информирования о реальной ситуации на рынке. Механизм ценообразования сегодня отрывается от нормального баланса – нет прозрачности в том, какой объем нефти берется при расчете цены, кто ее объявляет и каким образом. Так, председатель Межотраслевой группы экспертов при Торгово-промышленной палате РФ Валентин Пойминов выступил с идеей создания всемирной службы ценовой информации в секторе. Некоторые котировки базируются на слухах или минимальных объемах добычи, отметил он, добавив, что важным аспектом стабилизации ситуации является максимальная приближенность «бумажной» нефти к физической. На дальнейшем продвижении системы формирования цен, приближенной к реальному сектору, исключающей колебания, настаивает и депутат Грачев.

Источник