Поражение демократов на промежуточных выборах и успех республиканцев, взявших под свой контроль Конгресс, меняет не только политическую карту США, но и мировую экономическую картину. Америка – страна, которая производит самый востребованный «продукт» – доллары. Поэтому от нее во многом зависит состояние глобального рынка финансов, товаров, рабочей силы, энергоносителей. А для нас это важно еще и потому, что американцы имеют решающий голос в «клубе кредиторов» и пуле защитников Украины от России…

Как написала в недавней статье The Wall Street Journal, в результате столь убедительной победы республиканцы впервые с 2006 года стали доминировать в обеих палатах американского парламента и получили возможность, не удерживая Белый дом, менять всю политическую динамику в Вашингтоне.

Причина поражения партии Барака Обамы, по мнению издания, кроется в разочаровании широких масс результатами его многообещающей (как казалось еще недавно) политики. Медленное восстановление экономики и серия взбудораживших общество событий, включая вспышку Эболы и усиление «Исламского государства» на Ближнем Востоке и прочее, вызывают тревогу у избирателей, которые хотят перемен. Путь к переменам у американцев тоже отлажен: заменить демократов на республиканцев или наоборот. Выбор скромен – всего две партии участвуют в борьбе за власть. Остальные – массовка. Об их существовании не догадывается 99,99% населения Штатов.

The Wall Street Journal считает, что, когда власть в стране резко раскололась на республиканский Конгресс и на демократический Белый дом, открываются новые возможности для компромисса

Что теперь? The Wall Street Journal считает, что, когда власть в стране резко раскололась на республиканский Конгресс и на демократический Белый дом, открываются новые возможности для компромисса, если обе партии и президент решат пойти навстречу друг другу и договариваться. Но это не так просто сделать.

Снижение цен на нефть, цель которого, по мнению одних экспертов, «ухайдохать» Россию, по мнению других – интрига Саудовской Аравии против «сланцевого лобби» США, а также специфика нынешней конъюнктуры мирового рынка идут не на пользу американской экономике. Растет дефицит. Снижаются доходы бюджета. Возникает перманентная дискуссия, кто за это заплатит.

Демократы уверены, что платить должны корпорации. В конце прошлого года сенатор-демократ Марк Баукус выступил с предложением (по сути, изложив идеи, витающие в Белом доме) изъять 20% денежных запасов американских корпораций за рубежом, что даст стране $200 млрд.

Если предложение будет принято, то не понадобится секвестр бюджета, будет достаточно денег на стимулирующие программы, например, инфраструктурные проекты или снижение налогов в других сферах. Да и дефицит бюджета США мог бы серьезно снизиться.

Но корпорации не собираются делиться «заначкой», которая оценивается в $2 трлн. Это немало. Однако речь идет о прецеденте, причем довольно опасном, который может перевернуть всю мировую систему налогообложения. К тому же сейчас в США делаются попытки переписать налоговый кодекс, но пока неясно, чем закончится налоговая реформа.

По мнению наблюдателей, с приходом в законодательную власть большинства республиканцев схватка вокруг налогов станет более увлекательной, ибо Обаме нужно поднимать рейтинг

Это напрягает американские транснациональные корпорации и подстегивает их к решению хранить свою прибыль за границей. В США налоговая ставка составляет 35% – это один из самых высоких уровней среди развитых стран. Корпорации стараются избежать уплаты этого налога. Что в свою очередь наносит ущерб доходам бюджета.

По мнению наблюдателей, с приходом в законодательную власть большинства республиканцев схватка вокруг налогов станет более увлекательной, ибо Обаме нужно поднимать рейтинг своей партии на предстоящих президентских выборах и «долбать» противников.

В свою очередь республиканцы, традиционно любящие повоевать, будут выступать за усиление военного бюджета, бюджетов спецслужб и проведение более радикальной политики в качестве «сертифицированного мирового жандарма».

Как это аукнется Украине в плане кредитов и военной помощи? Вопрос, конечно, интересный. Не исключено, что аукнется весьма серьезно. Например, вместо денег мы начнем получать помощь. Но под определенные условия. Опять же трудно сказать какие, ибо это уже масштаб геополитических шахмат. В которые мы, сидя в своем «сарае», не играем, но пешками на шахматной доске при этом являемся.

Впрочем, возможно, о нас просто забудут: за спорами о налогах на корпорации и другими внутренними разногласиями. Или возникнет другой геополитический раздражитель – Ближний Восток, исламисты, очередная эпидемия. Или (не хотелось бы, но все же) неожиданный глобальный кризис. Скажем, вызванный падением цен на нефть. Тогда Вашингтону точно будет не до споров о судьбе Украины.

К тому же, как считает российский политолог Андрей Кортунов, принципиальных расхождений между республиканцами и демократами относительно политики в отношении нас пока нет. И те, и другие уверены, что поставлять стрелковое оружие и боеприпасы Украине не надо (только локаторы, системы наблюдения, экипировку и мудрых советников). Но поддерживать на плаву в борьбе с Россией – важно и полезно.

Поэтому, полагает Кортунов, эволюция американской политики в отношении украинского кризиса будет определяться, в первую очередь, событиями, разворачивающимися на востоке Украины. И тем, какое влияние на них станет оказывать позиция России. А вовсе не Украина…

Егор Смирнов
Источник: Версии