Тут в церковных средствах массовой информации новость прошла, что, дескать, бывший главный «речник» Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко — блог завел на ТСН, где стал сыпать обвинениями в адрес Русской Церкви.
Ну, мне жутко интересно стало, что ж ныне руководитель Синодального просветительского отдела УПЦ там такого написал. Давайте бегло проанализируем?
Блог имени Коломойского
Сначала обратим внимание на ресурс, на котором видному украинскому священнику предложили вести блог, о чем он сам рассказал в первом посте блога: «А еще накануне презентации книги поступило предложение создать блог на ТСН, что со своей стороны подтолкнуло к артикуляции мысли».
Портал с трехбуквенной аббревиатурой ТСН — это интернет-ресурс программы «Телевизионной службы новостей» украинского телеканала «1+1». Сегодня стало трендом: прежде, чем знакомиться со СМИ — узнать кто его хозяин. И кто это вы-таки думаете? Так и есть — известный одиозный олигарх из Украины — Игорь Коломойский (думаю, он не нуждается в представлении). В 2010 году его компания «Harley Trading Limited»купила 100% акций этого рейтингового круглосуточного украинского телеканала.
Ну, поскольку мы разобрались кто и куда пригласил в блогеры украинского священнослужителя — перейдем непосредственно к расмотрению текста первого поста его нового блога, озаглавленного «Московського Патріархату на Майдані не було» (там все по-украински). Так — стоп! А блога ли?
Заходим в раздел «блоги» сайта по адресу: tsn.ua/blogi. И что мы там видим? В ленте блогов простых смертных авторов вы не найдете первый пост именитого протоиерея. А знаете почему не найдете? Он совсем другом разделе — аналитическом, который находится по такому адресу: tsn.ua/analitika/. То есть другими словами, отец Георгий совсем не блогер в СМИ Коломойского, а целый аналитик… наряду с Матвеем Ганапольским, Станиславом Белковским и прочими. По авторам можно угадать тональность аналитики. А теперь к барьеру тексту…
Правда с вопросами
Уже с самого заголовка и подзаголовка начинается противопроставление. Заголовок: «Московского Патриархата на Майдане не было». Подзаголовок: «На Майдане была Украинская Православная Церковь». Если к заголовку претензий нет, поскольку это — чистая правда, то вот к тезису под ним — множество вопросов.
Неужели самого себя отец Георгий Коваленко, который единственный охотно выступал на сцене Евромайдана, отожествляет со всей УПЦ? Или он имеет ввиду тех простых монахов Киево-Печерской лавры, которые встали между «Беркутом» и беснующейся толпой? Как раз у киевско-печерских монахов позиция была четко-христианской. Они в отличие от протоиерея-мыслителя (без пафоса) не принимали никакой стороны гражданского конфликта, а выступили — примирителями. Но об этом чуть позже.
Католическая презентация
Текст начинается рассуждениями о пути мыслительного процесса, который привел протоиерея-просветителя (без сарказма) к выводам сделанным ниже. А все началось с презентации книги «Майдан и Церковь», которая состоялась в Высшем институте религиозных наук св. Фомы Аквинского. Для тех, кто не вкурсе — это высшее учебное заведение католического ордена доминиканцев в Киеве, являющееся филиалом Папского университета св. Фомы Аквинского.
Видимо, только католиков заинтересовала эта книга. Нет, не совсем точно. Еще их младших братьев — греко-католиков: «В главном соборе УГКЦ представили издание о роли украинских Церквей в «революции достоинства» на Майдане». Об этом сообщает информационный ресурсУкраинской греко-католической церкви.
Революция Духа
Что в книге? — спросит любопытный читатель… Тот же ресурс УКГЦ публикует информацию, что книга содержит три части: «Краткий мониторинг событий» (хронология событий, описывающая, как Церкви реагировали на конкретные события), «Экспертные оценки событий», «Иллюстративные материалы»». А вот, что нам сообщает о её содержании украинский книжный ресурс sbook.com.ua, без обиняков назвавший Майдан — «революцией Духа» (хорошо хоть не «Пир Духа»):
«Как отмечают многие украинские теологи и религиеведы, Евромайдан, равно как и предшествующая ему в 2004 году Оранжевая революция, доказал, как легко украинским церквям, не взирая на многочисленные их различия в подчинении, доктринах, взглядах и прочем,объединиться вокруг мощного социального стержня и вернуться к своему первоначальному призванию».
Если про «социальный стержень» все более-менее понятно, то «первоначальное призвание», к которому предлагается вернуться «украинским церквям» — вызывает резонный вопрос: «Куда?».
Церковь Советского Союза
Присмотримся внимательнее к вот этой цитате из поста протоиерея Коваленко, с которой начались нотки обиды в голосе блогера:
«Московского Патриархата на Майдане не было.На Майдане была Украинская Православная Церковь. Потому что именно УПЦ является Церковью народа Украины, а Московский Патриархат, к сожалению, остается Церковью Советского Союза».
Вот с этого момента вечер обещает не быть томным ;) Миру известны 15 Поместных Православных Церквей. И в официальном каноническом диптихе на 5-м месте находим: Русскую Православную Церковь. Украинской Православной Церкви — не находим. В чем подвох? Нет подвоха. Просто УПЦ является самоуправляемой частью Поместной — Русской Православной Церкви, которая имеет второе официальное название — Московский Патриархат (МП). То есть Церковь «Советского Союза» — есть, а отдельной от МП национальной Церкви «народа Украины» — нет.
Толстые партизаны
Дальше — больше. Как говорится: чем дальше в лес, тем толще партизаны. Путешествуем далее по мыслеформам аналитика в сане:
«Сегодня против Украины воюет именно Советский Союз. «Совок» пытается возродиться не только на территории Российской Федерации, «совкового» много и в нашей украинской государстве,и в нашей украинской церкви. «Совкового», если присмотреться, много и в каждом из нас, «рожденных в СССР»».
Один я слышу пропагандисткие штампы с оттенками национализма? Более того, из логики протоаналитика получается, что коли «Московский Патриархат, к сожалению, остается Церковью Советского Союза», то Русская Церковь воюет с Украинской?
Ничего не связывало
И тут мы подходим к откровениям отца Георгия, которые больше похожи на отречение сына от Матери:
«В отличие от духовенства «старшего поколения» меня ничего не связывало ни с Московской Патриархией, ни Московским духовными школами, ни с Троице-Сергиевой Лаврой. Более того, юридически Московского Патриархата в Украине не существует,а зарегистрированная в украинском государстве правопреемница древней Киевской Митрополии «Украинская Православная Церковь»».
То есть батюшка предлагает нам меряться регистрациями? Но, извините, отец Георгий, у вас на Украине столько всего нарегистрированно, что даже черт не разберет всех этих УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ… То есть регистрацию сделаем мерилом каноничности и автоматической автокефалией? А как же Церкви в первые века Христианства? Они, вообще, как-то без регистрации существовали… бедные.
Прошедшее время
«Мы росли под руководством Блаженнейшего Митрополита Владимира, идентифицировали себя и чувствовали себя именно Украинской Православной Церковью — Церковью народа Украины без разделения верных по политическим, региональным, языковым, социальным и другим признакам».
Ну, правильно! Существовали-существовали, пока националисты, пришедшие на волне государственного переворота, не начали разделять Украину по политическим, региональным, языковым и другим признакам.
«Мы поминали Патриарха за богослужением согласно канонов как свидетельство того, что принадлежим к Вселенскому Православию…»
Так — стоп! А почему в прошедшем времени? Или уже отпала необходимость свидельствовать об этой принадлежности?
Не обронил «речник»
Простите, но сентенции, где автор начинает сравнивать Патриарха Московского с Папой Римским — я с вашего позволения опущу… А вот здесь почва начинает раскаляться.
«Но вместо этого мы получили заигрывание с «политическим православием», несмотря на то,что оно было осуждено Собором епископов УПЦ 2007″.
Вот и хорошо, что осудили Собором! Правда, не совсем понятно, что отец Георгий Коваленко вкладывает в понятие «политическое православие»? Ведь по сути он и себя должен включить в рамки этого понятия. Разве не «политическим православием» нужно назвать публичную поддержку новой власти в СМИ на сцене Майдана (видео)? Разве не «политическое православие» поддержка — так называемой антитеррористической операции, которая по своей сути — акт гражданской войны на Украине?
И вот самый горячий кусок «аналитического» поста блогера, занимающего ответственный пост в УПЦ:
«Как результат, «политическое православие» превратилось в «русскую православную армию», которая убивает и пытает людей на Востоке. Но, к сожалению, мы не услышали ни слова осуждения этого явления из уст руководства Русской Православной Церкви».
То есть получается это Русская Православная Церковь виновата в том, что на территории Юго-Востока Украины в результате военного наступления украинской нацгвардии появилось военнизированное ополчение с таким названием? А где зафиксированные факты убийств и пыток? Нет? Но зато есть факты расстрелов из пушек и танков православных храмов Украинской Православной Церкви на Донбассе. Но почему-то тогда еще главный «речник» УПЦ прот. Г. Коваленко не обронил слов осуждения этого явления из своих уст. Уже не говорю о массовой гибели местного населения, которое никогда не держало в руках оружия.
Масло с огнем
«Зато видим попытки подлить масла в огонь и без того непростых межконфессиональных отношений. Почему? Возможно потому, что в Московской Патриархии и Кремле распад Советского Союза считают катастрофой и трагедией».
Интересно, а где именно отец Коваленко увидел это масло? Святейший Патриарх и официальные лица Русской Православной Церкви все время гражданского противостояния на Украине занимали только примиряющую позицию, за что получали критику от различных православных ревнителей. Не буду здесь приводить пространные обращения и заявления — сайт патриархия.ру вам в помощь. Да, вспомните хотьофициальное отсутсвие русского Патриарха на официальном подписании соглашения о вхождении Крыма в состав России. Думаете, легко ему далось такое решение?
А здесь отец протоиерей отвечал сам себе на вопрос «почему на Майдане не было духовенства УПЦ?», проехавшись катком по своим собратьям — украинскому духовенству, восхитив прерогативу Бога делить людей на овец и козлищ:
«Возможно потому, что большинство нашего духовенства пришло к Церкви еще в советское время. И в том «совковом церковном гетто» им было уютно».
Интересно было бы узнать, а в какое «уютное гетто» погрузился сам отец Георгий Коваленко, противопоставляя православных Украины и России? Создается впечатление, что батюшка оказался в том самом «политическом православии», от которого предостерегал других. Как гласит одна русская народная мудрость: за что боролся, на то и напоролся.
svyatoslavиерей Святослав Шевченко
И любит же выкрест Коваленко попиариться, особенно на TV.