Увольнение Литвина, Таруты, Гелетея решает сразу много задач. Главная — это, конечно, возложение ответственности за АТО и ее результаты. Скорее всего, эти отставки не последние — заодно должны будут чистить и военных. Не зря последний месяц в Киеве упорно на них крошили все имеющиеся батоны и сыпались бесконечные обвинения.

Зачистки в армии помогут Порошенко в ее перестройке. Поражение — хороший стимул для выводов и исправления ошибок, а украинская армия последних 20 лет — одна сплошная ошибка. Строить придется с ноля. Существующая для утилизации, распродажи и грабежа советского наследия, украинская армия оказалась совершенно неспособной для выполнения даже ограниченной задачи, выходящей за круг привычных занятий последних десятилетий, и поэтому любой находящийся в здравом уме политик просто обязан делать выводы.

Скорее всего, сейчас коса должна будет пройтись по генералам — их некомпетентность в ходе летних боев оказалась слишком явной.

Какую именно армию будет строить Порошенко — это, конечно, вопрос. Вопрос хотя бы потому, что неясна военная доктрина новой Украины. Указ о ее разработке принят, и она должна быть окончательно сформулирована к концу 15 года. До этого времени Киеву и предстоит снести до основания все, что имеется. Времени на самом деле немного, поэтому решение о зачистке верхних эшелонов должно быть принято в самое кратчайшее время. Новое армейское руководство должно будет стать ликвидационной комиссией. Поэтому никаких реформаторов там сейчас не будет — их время придет позже.

 Губарев

По нескольким сообщениям, Павел Губарев госпитализирован в тяжелом состоянии и находится без сознания в связи с ДТП, которое было вызвано обстрелом машины на трассе Ростов-на-Дону — Донецк. Судя по всему, на него было совершено покушение.

Покушение на Губарева, скорее всего, так и не будет расследовано. На фоне 40 тысяч погибших плюс-минус еще один — это просто статистика, не более того. Однако охота на руководителей донецкой революции лишний раз подтверждает предположение о деградации обстановки.

После прихода Славянского ополчения в Донецк была очень серьезная опасность развязывания внутренней гражданской войны между разными отрядами и лидерами — как вполне традиционный этап строительства нового гособразования, который крайне сложно пропустить. Однако во многом благодаря Игорю Стрелкову и его заместителю Петровскому (известному как Хмурый) удалось обойтись без этой стадии и не без труда, но заложить основы совета командиров. Совет был очень сырой, внутренние противоречия никуда не делись, однако я своими глазами видел, как удавалось решать вопросы координации и взаимопомощи. В июле-августе война стала приобретать вполне осмысленный характер, началось общее планирование.

К началу сентября стало очевидно, что ситуация провалилась. Разобщенность командиров стала вновь реальностью. Война снова разбилась на локальные и мало связанные между собой эпизоды. Покушение на Губарева оворит о том, что совет командиров стал недостижимой мечтой. Во всяком случае, пока на повестке дня война командиров. Те, кто выживут, будут вновь решать вопрос о возврате ситуации к июлю — однако это означает, что время, необходимое для строительства нормального управляемого государства, вновь бездарно транжирится.

По сообщению Тымчука (к которому приходится применять презумпцию лжи), сегодня люди Безлера совершили нападение на предвыборный штаб Захарченко. Если подтверждения этой информации не будет — значит, очередное вранье. Однако вранье вполне к месту — примерно такие события и должны начаться сейчас. Взаимные подозрения и конфликты между командирами достигли критической отметки, и когда они перейдут в стадию действий — сказать сложно. В любой момент — так будет точно.

Избежать войны еще можно. Однако для этого командиры должны все-таки собраться и договориться. Такую попытку попытался сделать Мозговой, пригласив на прошлой неделе всех на совет. Однако на него не приехал никто. Предложение Мозгового было просто проигнорировано — на совете был только он. Удастся ли все-таки провести такой совет в ближайшем будущем, неизвестно.