Как ни забавно это звучит, но Запад пожалел Украину, которая ведет неравный бой с Россией на полях Донбасса. Ну, как они это интерпретируют. То есть снисхождение мы заработали, можно сказать, кровью.
При этом, сохраняя режим преференций для наших товаров и одновременно не пользуясь беспошлинным ввозом для своих, Евросоюз фактически признает, что то соглашение, которое он предлагал раньше и из-за которого начался евромайдан, было для нас дискриминационным. Ну, так ведь? Только тогда не было войны, и нас никто не жалел. Выходит, что правительство Николая Азарова было близко к истине, когда говорило о риске больших потерь от имплементации и настаивало на отсрочке.
Как ни забавно это звучит, но Запад пожалел Украину, которая ведет неравный бой с Россией на полях Донбасса. Ну, как они это интерпретируют. То есть снисхождение мы заработали, можно сказать, кровью
«Вот, что мне нравится в наших и европейских СМИ. Как европауза от Азарова» осенью 2013 года – так это была суперновость. А теперь, когда европаузу сделал ЕС, – тишина… Хотя никакой разницы между европаузой от Азарова и от ЕС нет», – замечает известный финансовый аналитик Александр Охрименко.
Кстати, идея мне нравится. Не пора ли собрать новый майдан и побить окна где-то в представительстве Еврокомиссии? А если серьезно, то представительство ЕС в Украине обнародовало детальные статистические данные по экспорту украинских товаров в страны ЕС после односторонней либерализации таможенного режима.
Статистика демонстрирует ощутимый эффект от односторонней отмены Евросоюзом пошлин на украинские товарные группы. Более того, сокращение поставок в Россию почти эквивалентно приросту экспорта в Европу: минус $592 млн. против роста на $587 млн. То есть в теории мы ничего не потеряли.
На практике же – одни выиграли, другие проиграли. Например, вагоностроители потеряли практически все, ибо были ориентированы исключительно на Россию. Химики упали на 36%. Одна причина – объективная: Северодонецкий «Азот» и горловский «Стирол» остановились из-за войны. Но и в дальнейшем их перспективы не радуют: компенсировать потери от сокращения экспорта в Россию за счет европейского рынка они вряд ли смогут. О чем свидетельствует опыт их коллег по отрасли из мирных регионов.
Ну, и производители украинского сыра оказались не у дел: поставки в РФ рухнули на 50%, а в Европе с ее разнообразием сырной продукции наши «поделки с пальмовым маслом» никто не ждет. Наибольшую выгоду от односторонних преференций ЕС получило сельское хозяйство, а также промышленные переработчики сельхозпродукции, отмечают в представительстве Евросоюза в Украине.
А вот производители овощей и растениеводы довольны: у них экспорт вырос более чем на 100%. У тех, кто выпускает продукцию животноводства, еще больше повода для оптимизма: они прибавили 150%. Экспорт животных и растительных жиров тоже подрос – более чем в 2,5 раза.
Специалисты по внешней торговле подтверждают слова аналитиков: да, в этом сезоне Украина поменяла структуру экспорта, в частности, продукции АПК – продаются большие объемы относительно недорогостоящих товаров, и меньше дорогостоящих
Но опять-таки нужно понимать, чем мы торгуем. Как правильно подчеркивает Александр Охрименко, речь не идет о росте готовой продукции. Увеличились поставки сырья так называемого низкого передела. «В договоре об ассоциации с ЕС четко оговорены квоты на беспошлинные поставки с/х продукции в ЕС. Это, прежде всего, пшеница и кукуруза, а также мед, мясо птицы, частично овощи и сухое молоко», – напоминает аналитик.
Например, сегодня право экспортировать свою продукцию в ЕС имеют только четыре украинские птицефабрики, а также ряд производителей казеина, рыбы и меда. Из 266 украинских молокоперерабатывающих заводов, если я не ошибаюсь, полного комплекта сертификатов не имеет ни один. И только на этой неделе инспекторы ЕС начали проверку двух предприятий в Киевской области.
То же самое касается и металлургии. ЕС ждет роста поставок украинского чугуна, но вовсе не проката. Рекордным выглядит рост в 23 раза (!) поставок украинской арматуры в страны ЕС. Отличились «АрселорМиттал Кривой Рог», «Запорожсталь» (собственник «Метинвест») и Днепровский меткомбинат им. Петровского (собственник российский «Евраз»). Но в цифровом выражении такой рост – все равно крохи: с $3 млн. до $70 млн.
Еще один вопрос – это цены. Интересный момент: за 7 месяцев 2014 года экспорт сельхозпродукции увеличился на 42% в натуральном выражении – до 24,6 млн. тонн. И всего на 6,6% (до $24,6 млн.) в денежном. Ладно, пусть упали цены на зерно и кукурузу, пусть еще что-то подешевело. Но, согласитесь, вывод очевиден: несмотря на инфляцию, объемы торговли в денежном выражении увеличились меньше, чем в натуральном. О чем это говорит? Об открытии сезона больших скидок во внешней торговле…
Специалисты по внешней торговле подтверждают слова аналитиков: да, в этом сезоне Украина поменяла структуру экспорта, в частности, продукции АПК – продаются большие объемы относительно недорогостоящих товаров, и меньше дорогостоящих. Например, мы сократили экспорт сыров, а увеличили сухого молока.
Поэтому неудивительно, что в целом, при всех льготах ЕС и нашем демпинге, экспорт снизился: по последним данным, товаропроизводители продали за границу продукции на $33,429 млрд., что на $2,479 млрд. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Конечно, нужно сделать поправку на войну, которая (надеюсь) скоро закончится. На сложную экономическую ситуацию в мире. Но не надо забывать и то, что в нынешнем году нас просто затопили финансовой помощью Запада, а Россия так и не отменила налоговые льготы в рамках зоны свободной торговли. То есть мы находились в режиме максимального торгового благоприятствования. И как оно будет, если все это закончится, непонятно.
Нет Комментариев