Несмотря на прогнозируемые в результате этого шага катастрофические последствия для украинской экономики, соглашение с ЕС об ассоциации и зоне свободной торговли Киевом таки было подписано. Нет смысла останавливаться на том, чем это грозит дышащим на ладан промышленным и сельскохозяйственным предприятиям Украины, всё мной было написано ещё более года назад. Сейчас вопрос стоит о ратификации данного соглашения, способного окончательно разорвать украинско-российские экономические связи.

Вопрос настолько острый, что Евросоюз был вынужден начать трёхсторонние консультации с Россией, чтобы спасти хоть какие-то остатки торговли Украины и России от российских мер по защите внутреннего рынка. Этому был посвящён Минский саммит глав России, Белоруссии и Казахстана, на котором присутствовали представители ЕС и Пётр Порошенко.

По результатам саммита еврокомиссары приняли беспрецедентное решение о том, чтобы Россия предоставила список товаров, способных из-за введения низких таможенных пошлин после вступления соглашения в силу оказать негативное влияние на российских производителей при украинском реэкспорте. Российская сторона в договоренные сроки это осуществила и передала свои предложения Киеву и Брюсселю.

1 сентября по линии украинского МИД в администрацию президента Украины передали пакет документов, необходимых для внесения в Верховуню раду для ратификации соглашения с ЕС. Предполагается, что ратификация состоится 16-18 сентября, синхронно с ратификацией в Европарламенте.

12 сентября в Брюсселе начались вторые трехсторонние министерские переговоры России, Евросоюза и Украины об ассоциации Украины с ЕС.

* * *

10 сентября в украинских СМИ были обнародованы предложения Российской Федерации по изменениям и дополнениям в текст документа. Что, по мнению сторонников евроинтеграции, является неприемлемым и станет неоправданным препятствием для ратификации.

Лоббисты соглашения сообщают, что российские предложения содержат перечень из 2376 видов товаров, подлежащих исключению из режима свободной торговли. Это, по их подсчётом, около 20% всех товарных позиций, указанных в соглашении о ЗСТ. Падкие на сенсации и склонные раздувать из мухи слона противники сближения с Россией, как всегда, пытаются шокировать население масштабом цифр. Куда более важным является не количество выводимых из-под беспошлинного ввоза товаров (то есть тех, от ввоза которых украинский бюджет в режиме ЗСТ не получит ни гроша), а совсем другие предложения.

Российские эксперты предложили внести изменения в сам текст соглашения, целью которых является сохранение для Украины возможности поставок украинских товаров государствам Таможенного союза.

Подписанный, но еще не ратифицированный документ отрицает такую возможность из-за полного отказа Украины от нормативов, технических регламентов и стандартов, принятых в ТС и СНГ. Российские предложения предусматривают не автоматический и безоговорочный переход на европейские нормы с безусловным отказом от действующих на постсоветском пространстве, а совмещение и тех, и других.

Самый большой по объёму раздел предложений России касается санитарных и фитосанитарных правил (СФСП).

«Страшными» для евроинтеграторов стали предложения по приближению украинского законодательства в области СФСП «без ущерба для доступности внутреннего рынка Украины для произведённых традиционными торговыми партнёрами Украины товаров», сохранения единых механизмов для доступа на украинский рынок товаров из ТС, отказ Украины от передачи полномочий в вопросах СФСП органам ЕС (т.е. сохранение закреплённого Конституцией Украины запрета на отказ от части суверенитета).

Не хотят евроинтеграторы предварительно знакомить ТС с готовящимися к принятию нормативными актами, что позволило бы не ставить партнёров перед фактом, а дать им возможность подготовиться к вступлению в силу изменений в законодательстве. Они даже отказываются от предоставления ЕС информации о готовящихся изменениях в европейском законодательстве, предпочитая быть поставленными перед фактом уже свершившихся изменений. И, разумеется, не в их интересах сохранение единых с ТС процедур сертификации продукции.

Российская сторона предложила внести изменения и в раздел, касающийся таможенного регулирования, сохранить ряд положений, действующих для облегчения оформления грузов при пересечении границ между Украиной и странами ТС. Имеется предложение учитывать обязательства ЕС и Украины перед третьими сторонами в области энергетики.

Но самым важным для спасения предприятий, ориентированных на экспорт в государства Таможенного союза, получавшим в 2013 году более 40% валютной выручки Украины, являются предложения, касающиеся стандартизации.

В подписанном тексте соглашения с ЕС Украина обязуется в кратчайшие сроки отказаться от используемых в торговле стран СНГ ГОСТов в пользу европейских стандартов. А Россия предлагает «сохранить за Украиной суверенное право участия в иных объединениях. Ассоциация Украины и ЕС не должна препятствовать принятию и применению национального законодательства Украины и законодательства интеграционных объединений, участником которых Украина является (или может являться)». По мнению россиян, «отмена межгосударственных стандартов должна быть правом Украины и осуществляться при условии, если это не будет создавать препятствий во взаимной торговле в рамках иных интеграционных объединений».

Одним словом, свихнувшимся на русофобии украинским «патриотам» плохо всё, что предлагает Россия. Даже если она делает их работу, пытаясь вытащить Украину из петли, в которую она сама же лезет.

* * *

За два дня до начала переговоров с российской стороны была выражена надежда на то, что компромисс все-таки будет найден. «Будем надеяться, что на министерском уровне удастся достичь каких-то компромиссов, которые будут приемлемы для всех участников этого процесса: и для Евросоюза, и для Украины, и для России», — заявил в среду Путин на совещании с членами российского правительства.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев перед заседанием трехсторонней комиссии 12 сентября отметил: «Если к нам не прислушиваются, если наши партнеры и коллеги считают все наши аргументы незначимыми, неубедительными, тогда мы будем принимать адекватные защитные меры. Если 17-18 сентября будет ратификация, следовательно, с 1 ноября этого года соглашение об ассоциации со всеми теми позициями, которые у нас вызывают беспокойство [вступит в силу], ровно симметрично с этой же даты, с 1 ноября, будут введены защитные меры». По словам министра, проект постановления о введении защитных мер для 144 товарных линий уже подготовлен. Эти товары, по его словам, занимают примерно четверть товарооборота России и Украины. Также предусмотрены меры, связанные с таможенным администрированием и дополнительными мерами в области санитарного и фитосанитарного контроля.

Можно представить, что будет твориться в украинском информационном пространстве, если евроинтеграторы не прислушаются к предложениям России, на деле защищающей интересы Украины.