Новое письмо знакомого из Киева:



Сейчас в сети обсуждаются варианты будущего ДНР/ЛНР и возможных переговоров между заинтересованными сторонами. Дам свое видение из Киева.

Прежде всего, о переговорах между Россией и Украиной. Надо сказать, что контакты между представителями политической элиты двух стран продолжались все время, начиная с момента переворота в Киеве 22 февраля. После отзыва посла России и начала крымских событий хунта была уверена в неминуемом вторжении России на территорию, как тогда писали, материковой Украины. Поэтому, как я писал в одной из первых своих записок, первостепенной задачей для хунты стало заключение некоего «перемирия» с Россией и недопущение ввода российских войск.

Так как с первыми лицами хунты первые лица России тогда отказались контактировать, Турчинов (а именно он тогда обладал наибольшим политическим весом в хунте и опытом проведения международных переговоров) привлек к налаживанию контактов с российской стороной «нейтральных» посредников из числа украинских политиков и бизнесменов. Одним из главных переговорщиков в то время стал глава фракции ПР в ВР Ефремов. Взамен он получил от Турчинова гарантии неприкосновенности не только своего бизнеса, но и ряда функционеров ПР. Надо сказать, что не только Ефремов катался в Москву, но и другие члены фракции ПР — Левченко, Колесников, Бондаренко, даже плачущий Мирошниченко отметился. Ну, и самый сюр, – даже Ляшко на протяжении марта-апреля пять раз съездил в Москву на переговоры. С кем он там встречался, не известно.

Со стороны бизнесменов были привлечены Новинский, Фирташ и еще несколько людей (естественно, получив определенные гарантии от хунты), которые должны были через своих бизнес-партнеров в России попытаться договориться с российской стороной.

Заинтересованные российские структуры достаточно просто вычислить – достаточно посмотреть на дочки российских банков на Украине. Именно с первыми лицами этих российских структур и велись переговоры.

Повторюсь, что на тот момент хунте нужны были гарантии неввода российских войск. В апреле месяце к этой проблеме добавилась еще одна – добиться от Москвы согласия не помогать уже появившимся Стрелкову и Болотову.

Надо отметить, что, примерно к концу апреля – началу мая, усилия украинских «переговорщиков» принесли определенные результаты. Так, в определенной мере изменилась риторика российской стороны, произошли первые контакты с некоторыми высокопоставленными политиками России. Фамилии их известны, но всуе поминать пока рано.

В мае произошли два события – референдумы в ДНР и ЛНР и «выборы Порошенко» и, соответственно, для Украины добавилась проблема ДНР/ЛНР. В этот период на первый план выходит необходимость добиться от России закрытия границы с ее стороны с целью недопуска помощи с российской территории. Но, примерно в это же время, начинают активизироваться европейцы, которые уже не могут просто не замечать происходящего на Востоке. Есть основания полагать, что в среде европейской политической элиты появились свои «партии войны» и «партии мира». И, если с момента прихода к власти Порошенко, ему был дан шанс расправиться с ополчением вооруженным путем, то уже к августу стало понятно, что сделать это быстро не получилось. С этого момента начинает активизироваться «партия мира», у которой есть экономические мотивы добиваться прекращения военных действий на Востоке.

Как бы то ни было, но уже недели две в среде украинских политиков муссируется вопрос о некоем «мирном плане», вернее даже не одном, а нескольких. Кратко приведу один из таких планов.

Предполагается, что будет создан «Большой Донбасс» (название условное) из бывших Донецкой и Луганских областей (они же – ДНР и ЛНР) в составе Украины. Статус его будет примерно таким, каким был статус Крыма в составе Украины, т.е. статус автономии. Будет свой Верховный Совет и свое Правительство, оставят в распоряжении некоторые налоги. Нынешнее ополчение получит статус «добровольческих батальонов» при МВД Украины, т.е. такой же как и «Азов», «Донбасс» и т.д. Муссируются слухи, что в руководстве «Большого Донбасса» будут Медведчук и Царев.

Для того, чтобы всем сторонам подсластить пилюлю, предполагается, что будет создан некий фонд восстановления Донбасса, куда внесут взносы страны Евросоюза и России.

Хочу подчеркнуть, что этот план рабочий и не обязательно он будет реализовываться, вполне вероятно, что будет нечто иное. Кроме того, не совсем ясно, кто автор этого плана, но явно, что не украинская сторона. Однако, давление на Порошенко с тем, чтобы начать переговоры с ДНР/ЛНР идет со стороны Европы очень серьезное. Главные «давильщики» — Германия, и, в меньшей степени, Франция.

Надо отметить, что Порох вообще против любых мирных планов, которые ему пытается навязать Европа. Он сделал ставку на военное решение вопроса и принятие некоего мирного плана и проведение переговоров с «террористами» для него смерти подобно с учетом военной истерии в стране. Порох прекрасно понимает, что любое подписание мира с «ватниками» ставит крест на его политическом будущем, а потому будет неявно делать все для срыва любых мирных планов. Отсюда и требования к ЕС признать ДНР/ЛНР террористическими организациями, рассказы о разгромленной российской военной колонны и тд. и т.п.

По поводу Вашей, Анатолий, последней статьи, посвященной газу.

Надо сказать, что желание перенести покупку российского газа на российско-украинскую границу – давнишняя голубая мечта украинских политиков и президентов. Первым эту идею выдвинул ранний Кучма. Мечталось, что Украина будет выкупать весь предназначенный Европе газ на границе и сама продавать его в Европу, фактически устанавливая на него свою цену. Второй вариант мечты – что европейцы будут покупать газ на российско-украинской границе, а Украина будет получать свои деньги за транзит и хранение газа с европейцев, опять же устанавливая свою цену. Но, так как все эти хитрости лежали на поверхности, то нахер Кучму послал еще Вяхирев.

Так как Украина не смогла толком распорядиться своей газотранспортной системой, то за дело взялись американцы. Если Вы помните, я писал Вам в одном раннем письме, что условием поддержки хунты американцы поставили вопрос приватизации ГТС в пользу американцев, ну и чуть-чуть европейцев. Соответствующий закон готов.

По поводу военного командования украинских ВС.

В интервью «Нейромиру», находясь в Донецке, Вы недоумевали по поводу командования украинской армии, в том смысле, что непонятны цели, которые преследует украинская армия при планировании и ведении боевых действий.

Ответ такой. Во-первых, превалирование политических задач над военными, а во-вторых, человеческий фактор. Поясню свою мысль.

Порох требует от военных в первую очередь не уничтожения ополчения, а захвата населенных пунктов, так как это создает нужную картинку непрерывных побед над проклятыми ватниками, когда каждый день «освобождаются» новые населенные пункты.

Человеческий же фактор выражается в том, что военные, планирующие боевые действия не решаются отстаивать свою точку зрения перед Порохом.

Как я уже говорил, кадровая политика Пороха такова, что ему не нужны инициативные сотрудники, ему нужны послушные исполнители. Отсюда и назначение министром обороны Гелетея – человека, не имевшего к армии никакого отношения, причем, мягко говоря, не блещущего умом.

Из этой же серии назначение НГШ Муженко – командира, может быть, и хорошего по отзывам, но абсолютно не подходящего на должность, сейчас им занимаемую. Отмечают его абсолютную неспособность отстаивать точку зрения Генштаба перед Президентом. Как следствие – Генштаб вынужден планировать операции в соответствии с целями, определенными Порохом.

Отсюда и соответствующие «успехи».