| 09.08.2014

Роль Харькова в истории Украины была и остается весьма важной: как в политико-экономическом значении города, так и его населения в социокультурном плане. Несмотря на то, что Киев при подготовке к масштабному празднованию 23-й годовщины независимости Украины Харькова не упоминает вовсе.
Во-первых, Харьков – это первая столица Украинской Социалистической Советской Республики (УССР). Во-вторых, был третьим по значению, после Москвы и Ленинграда, промышленным и научным центром СССР. В-третьих, жемчужина ВПК. Общеизвестны достижения харьковчан в области науки и техники: создание знаменитого танка Т-34, разработки в области космической техники, атомного машиностроения, ядерных исследований. В-четвертых, при советской власти это был не только город-труженик, но игород студентов, молодых учёных, спортсменов. Однако по большому счету всё это – в прошлом.
В современной Украине Харьковская область с Харьковом если и остаются одними из немногих недотационных регионов, то в основном за счёт советского наследия, нынешние успехи несопоставимы с прежними экономическими успехами. В условиях ухудшающегося социально-экономического положения у харьковчан сформировалось устойчиво-негативное отношение к существующей власти.
Поэтому, в-пятых, как показали события русской весны, Харьков, наряду с Донецком и Одессой, наиболее пассионарно настроен противостоять киевской хунте. Массовые выступления она подавила лишь жестокими репрессиями, бросив за решетку сотни активистов, вынудив многих бежать от преследований в другие регионы. Киевский режим активно использовал, кроме силовиков, отряды националистов и ультрас из числа футбольных болельщиков харьковского «Металлиста». Но Харьков не сломался, и его русский дух не упал, харьковчане, как и жители Донбасса, не будут долго мириться с оккупацией города «майданной» властью. Арсен Аваков, как выходец из Харькова, об этом хорошо знает и может уповать лишь на помощь бандеровских карателей.
На страже Руси с XII по XVII век
История города и земель Харьковской губернии является следствием многовекового опыта организации российского пространства на водоразделе между системами Дона и Днепра. У харьковчан сложилась стойкая приверженность к русской культуре. Харьков возник в середине XVII века на той территории Русского государства, которая располагалась на восток от захваченных Речью Посполитой земель Юго-Западной Руси. Эти земли на стыке лесостепи и степи были в большинстве своём подконтрольны ещё Древнерусскому государству, позже – Чернигово-Северскому княжеству.
Левый берег Северского Донца в 1185 году, тот же Бусов яр, как отмечалось в летописном Слове о полку Игореве, играл роль ставки черниговского князя Игоря Святославича, внука Ольгова. А переправившись через реку, Игорь на другом берегу еще два дня ждал подхода войск брата своего – Всеволода, из Курска (1). После потери черноморской Тмутаракани и контроля над путями восточной торговли через Дон и Волгу, северяне закрепились на Донце (2). Через Северский Донец на Русь нападали и печенеги, и половцы, и татаро-монголы.
Мифологема ряда историков, утверждающих, что будто бы эти северские земли с конца XIV века входили в состав Литовского княжества (3), была сформирована на основе исторической фальсификации роли этого патронажного образования. В реальности литовцы не имели с 1385 года (Кревская уния с Польшей) полноценных признаков средневековой государственности, не говоря уже об обширном владении русскими землями. На самом деле речь может идти не о вхождении всех этих земель в состав Литвы, а лишь об использовании в некоторых частях Руси представителями польско-литовской унии ярлыков от татаро-монгол для сбора податей.
Южная оборонительная линия Северского княжества, созданнаясоединением рек и лесами, просуществовала с XII по XVII век (4). С правой стороны в Дон впадает р. Северский Донец с притоками. С левой стороны в Донец, строго с севера на юг, вливается р. Оскол, а между Осколом и Доном расширяющийся на север водораздел перегораживает почти поперек р. Быстрая Сосна. С правой стороны в Донец, чуть ниже Чугуева, впадает р. Уди, тянущаяся с Курского края. Еще ниже, около Змиева, впадает в Донец р. Мож, в верховье сближаясь с р. Коломакой, вливающейся в Ворсклу несколько ниже Полтавы. Водораздел между Можем и Коломаком покрывали еще и болота, создавая уникальную природную линию обороны против вторжения кочевников на Русь с юга.
В городах стратегически оборонного и торгового значения «еще в начале XVII в. находилось Змиевское городище. За ним следует Кукулевское между р. Ординкой и вершиной р. Мерефы. Глубокая древность его очевидна». Это относится к Хазарскому, Высокопольскому, Коломацкому и другим городищам «через Муравский шлях… до Ворсклы». Устье рек Уды и Донца защищало два городища – Мохнач и Кабанова (5). В бассейне Дона и Северского Донца, согласно книге «Большого Чертежа всему Московскому государству», древних русских городищ, сохранившихся в ХVII веке, было еще больше: Нежегольское, Катковское, Чугуево, Хорошее, Донецкое, Мухначево, Змиево, Каменное (6).
Разъездам других летописных городов поручалась защита территорий Руси: Донец (Карачевка, Донецкое городище возле Харькова); Холки (7); городища Салтовское, Гумнинья, Белгородское, Хотьмыжское, Павлово селище и мн.др.
Первую линию засек от Оки к Дону и от Дона к Волге Иван Грозный не завершил (8). На этом оборонном рубеже (1571) были построены города и крепости: Болхов, Орел, Чернь, Епифань, Венев, Алатырь, Тетюши, Лаишев, Чебоксар и Космодемьянск (9). На юге, задолго до Слободских полков, крайним укрепленным пунктом против татарских набегов стал Чугуев. Русское государство на южных рубежах обновило Курск и основало новые крепости (1593): Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, Оскол и Валуйки (10). Из Белгорода разъезд шел до рек Терновки и Самары (11); а оттуда к Дону, до впадения в него Белой Калитвы, до Сокольих гор (12), где клали доездные памяти (дозорные донесения о пограничном состоянии). На Донце Северском был построен Борисов (1599) и Царево-Борисов на устье Протвы (13).
Белгородская черта от Ворсклы к Дону с 12 крепостями на 300 верст была построена русским правительством для постоянного размещения здесь регулярных войск (1636-48). Это – Вольное, Хотмыжск, Карпов, Белгород (напротив старого городища на Донце), Нижегольск, Короча, Яблонов, Новый-Оскол, Верхососенск, Ольшанск и Коротояк (14). В Смутное время самозванцев (1598-1613) Русское государство приняло под свое покровительство поселенцев с Речи Посполитой, позволив им обосноваться в степях вблизи Белгородской черты. Речь, конечно, шла не об украинских городах, а о заселении этих мест южноруссами, распространении пределов русской земли вглубь степей, в соответствии со сложившейся многовековой русской традицией борьбы с татарами (15).
В XIII веке – печерская пустынь, в XIV – православная обитель, с XV – русский монастырь
Святогорская Успенская пустынь на Северском Донце, в местности Святые горы, основанная иноками, ушедшими с разоренного в 1240 году Батыем Киева, разрослась вместе со станицами. «В XIV веке уже существовала Святогорская обитель» (16), которая часто упоминается в летописных сообщениях XVI века (17). Здесь находится известная с 1540 г. древняя чудотворная икона св. Николая Чудотворца, Святые горы в 1541 и 1555 годах – объект внимания Ивана Грозного. Станичник Толмач Гаврилов «приехал к великому князю из Рыльска» от князя Петра Ивановича Кашина и доложил о поездке «к Святым горам» (18). Когда воеводы боярина И.В.Шереметева «пошли из Белева на Троицын день, а шли Муривскою дорогою. И как пришли в верх Мжа и Коломока, и прибежал к ним сторож от Святых гор, да станичник Лаврентей Колховской» (19).
Молченская Рождество-Богородицкая печерская софрониева пустынь в треугольнике Глухов-Сумы-Рыльск в 1405 году возводит соборный храм Рождества Богородицы (20), а в первой половине XV века возвещает о явлении иконы Молченской Божией Матери.
Поселок Хорошево Харьковской области, в то время – русский город с православным монастырем XII века (21). Среди его священных древнерусских реликвий — Владимирская икона Б.М. с частицами мощей преп. Пимена и врача Агапита Печерского (22). Первое письменное упоминание о Хорошевом городище 1571 года говорит о росписях сторожевых пунктов, установленных царём Иваном Грозным для защиты от нападения степных кочевников на русские земли. В росписи мест для объезда Рыльским головой с целью сбора сведений о перемещении – Донецкое и Хорошевское горидище: «Да вниз по реке Удам ехать через Павлово селище к Донецкому городищу, да к Хорошеву городищу через Хорошев колодезь» (23). Донецкое городище (город Донец после XIII века) – предместье нынешнего Харькова. О поселении здесь казаков-черкасоввстречаются упоминания лишь с 1654 года. Но уже в деле 1685 г. это уже «села Хорошева полкового есаула Дементия Хорошевского».
В Сарае православную епископию основал в 1261 году хан Берке. Летописное сообщение детально рассказывает о процедуре рукоположений при митрополите Феогносте в 1323-1347 гг. (Феогност в 1269 г. сменил Митрофана на посту епископа Сарайского и Подонского) (24). В этот период состоялось посвящение Афанасия Владимирского (май 1323 г.), Феодора Галицкого (май 1328 г.), Антония Ростовского (октябрь 1329 г.), Даниила Луцкого (2 марта 1330 г.), Феодора Тверского (март 1330 г.), Василия Новгородского (август 1331 г.), Трифона Луцкого (6 декабря 1331 г.), Павла Черниговского (апрель 1332 г.), Афанасия Сарайского и Подонского (июнь 1334 г.), Иоанна Брянского и Черниговского (19 ноября 1335 г.), Исаака Сарайского и Подонского (30 ноября 1343 г), Евфимия Смоленского (август 1345 г) и Нафанаила Суздальского (7 августа 1347 г.) (25).
Русско-казацкое порубежье основательно затронули процессы повсеместного обращения в православие и массовое обрусения не только половцев-торков-кипчаков, но и верхов ордынского общества. Русская церковь изначально пользовалась не только налоговым иммунитетом, но и непререкаемым авторитетом со времен митрополита Феогноста. В том числе на Дону и Донце, где пещерные пустынножительства времен татаро-монгольского нашествия превращались в православные обители, а затем – и в крупные русские монастыри.
Северская Украйна Ивана Грозного
Создание Русского государства путем объединения русских земель форсировалось Москвой в жестоком противостоянии с польско-литовской и татарской знатью, в том числе и на территории современной Харьковщины. После присоединения Великого Новгорода (1478), Пскова (1510) и Смоленска (1514) в договоре от 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси ее государь назван царём (цезарем). Василий III продолжил политику своего отца и присоединил к Москве Рязанское (1517), Стародубское (1519) и Новгород-Северское княжества (1523), устранил от власти династию Гиреев в Казанском царстве с помощью союзного хана Джан-Али (1532). 14 августа 1533 года великому князю докладывал его татарский посол Небольс Кобяков о том, что «на великого князя украйну к Северскому Донцу» поспешил крымский хан, восстанавливая влияние в Казани (26).
Война казанского хана за Поволжье с Москвой (1537-1538) завершилась взятием Казани 150-тысячным русским войском во главе с Иваном IV, князьями А.М.Курбским и М.И.Воротынским (1552). Обострилась ситуация на Дону и Донце из-за войны крымского хана Девлет-Гирея, особенно после русского похода Д.Ф.Адашева и казацкого войска Дмирия Вишневецкого на Крым (1559). А после Люблинской унии об объединении Польши с Великим княжеством Литовским (Речь Посполитая, 1569 г.) появились польско-литовские претензии на владение Южными и Западнорусскими землями, прежде всего Северщиной и ее южными территориями.
Регентство на московском столе, борьба боярских группировок и митрополита за влияние на организацию великокняжеской власти (1533-1543) не помешали формированию в Русском государстве новой приказной системы (1547-1560), обустройству укрепленных линий, засечных черт, русских крепостей (1550-1558), сторожевой и станичной службы (1571), межеванию южнорусских, украинных, смоленских, ливонских и порубежных земель (1572-1575).
На Донец и в южную оборонительную линию пришли: указ об изъятии детей боярских из-под суда наместников и подчинении их суду центральных судебных учреждений (1550); «Уложение о службе с вотчин и поместий» – установление порядка прохождения службы дворянами и детьми боярскими «по отечеству», когда служба начиналась с 15-летнего возраста и передавалась по наследству (1555); указ об отмене кормлений (1555); «Уложение о станичной службе» М.И.Воротынского (1571), первый русский военный устав введения единообразного порядка исполнения пограничной службы в сторожах и заставах; проведение переписиподатного населения (1581-1592).
Образование Слободской Украины
Первыми военными горожанами, подданными модернизированного Русского государства, стали казаки-черкасы, новые жители основанного в 1586 году Воронежа. В 1589 г. черкасы расселились и в Путивльском уезде, на сторожевой линии, защищающей Малую Россию от набегов татар.
Немедленным ответом на введение Брестской Унии (1596) и ее экспансии на Русь стало основание в 1600 году на Донце города Борисова (27). Социальный, национальный и религиозный гнет в Юго-Западной Руси понуждал русское население к перемещениям и переселениям: сначала одиночным, затем семьями и, в конце концов, целыми этно-земельными массивами. Переселение черкасов и других казаков обычно следовало за образованием окраинных и приграничных земель миграциями оседлого народа.
За XVII столетие переселенческих волн, по сведениям их первого исследователя – харьковского епископа Филарета, в миру Д.Г.Гумилевского (1805-1866), было шесть, в том числе достаточно массовых, в значительной степени повлиявших на структуру нынешнего состава населения Харьковщины (28).
1. В 1617 году из Поднепровской польской Украйны «отошли к Донцу» около 10 тысяч казаков. Некоторые затем вернулись назад, но многие остались на новых местах. В 1638 году с разрешения московского царя предводитель разгромленного антипольского крестьянского восстания наКиевщине Яков Остряниц основал город Чугуев. Позже в эти места селились и другие беженцы от Унии.
2. В 1645-1648 годах русский царь Алексей Михайлович расселил по берегам р. Ахтырки, Харькова и Донца 1247 семей из Поднепровья. Среди переселенцев были и ополяченные русско-дворянские семьи Захаржевских, Кондратьевых, Лесевицких и мн.др.
3. В 1650-1651 годах царь разрешил второе массовое переселение казаков, среди них насчитывалось больше 500 одних только бессемейных. Таким образом, «в 1654 году в Слободской Украйне уже насчитывалось более 80 тысяч жителей мужского пола».
4. В 1659 году «прибрежные жители Днепра, Случи и Припяти, предвидя кровавую войну Польши с Россией, испросили и получили дозволение у гетмана Юрия Хмельницкого перейти в образовавшиеся Слободские полки».
5. В 1670-1675 годах из Варшавского повета на р. Крыгу «удалилось от преследований поляков» русско-галицкое население, а на левом берегу Днепра, вплоть до берегов Коломака, поселились жители Паволоча и многие другие жители Западной Руси, измученные «неистовствами Дорошенки и татар».
6. В 1711-1715 годах произошло последнее переселение казак-черкасов, согласно Универсала Петра I в связи с переходомЗаднепровья во владения Польши. Русский государь пообещал белоцерковскому и другим заднепровским полковникам, что те, которые оставят свои имения за Днепром, «не потеряют от того ничего, а получатв Малороссии или Украйне достойное вознаграждение». Практически все заднепровское дворянство, чиновники, старшина «и знатнейшие из козаков» ушли на левый берег Днепра: кто в Малороссию, кто на Украйну, но больше всего – в Слободские полки.
После массового переселения черкасов и других казаков в украйны бывшей части южного пограничья Северщины, за ней закрепилось и название Слободской украйны, в отличие от украйны, «состоявшей из Белгородского и Севского полков» (29).
Слобожане как протонарод с XVI по XX век
Когда в XV веке часть русских земель реально подчинили себе литовцы, значительная часть Северских земель с городами Чернигов, Новгород-Северский, Рыльск, Путивль и Курск избрала себе другую дорогу. Уже вначале XVI столетия они вошли в состав Русского государства по желанию своих родовых князей, а не по итогам каких-то войн, как пытаются это представить некоторые историки. Более южные Северские земли, находившиеся на границе с Диким полем и не защищённые от набегов кочевников, за века обезлюдели и с XVI века начали вновь осваиватьсярусскими. Так как эти окраинные земли были фактически свободными, они получили названия слободская земля, слободская украина. Никакой этнической нагрузки в этом названии не было.
Через эти земли проходили Муравский, Изюмский, Кальмиусский и другие пути (как их тогда говорили – шляхи). С целью их защиты, а также для преграды набегам крымских татар и ноагайцев вглубь государства русскими в 1635-1658 годах были построены крепости Белгородской засечной черты, в 1680 г. было начато сооружение новойоборонительной линии — Изюмской черты, протяженностью более 500 км. Их обустройством занимались выходцы из близлежащих регионов Русского государства. В первую очередь сюда активно переселялись жители Северских земель, сохранивших в своей речи особенности языка своих предков – северян. Позже эти крепости превратились в обычныенаселённые пункты.
Интересные процессы происходили в то время на западе от русской слободской украины. После Люблинской (1569) и Брестской (1596) уний большая часть Юго-Западной Руси попала под жесткий контроль Речи Посполитой, которая начала тотально окатоличивать и ополячивать русское население края. Правобережье и Левобережье Днепра после захвата их поляками стали называть польской украиной, заселялись русскими с Подолии и Волыни. А местное черкаское население было привлечено поляками на службу в реестровое казачество для борьбы с крымскими татарами и турками. Черкасы – это потомки кочевого тюркского населения (половцев, торков, кипчаков и других), поселившхся на южных рубежах Древнерусского государства. При поляках они начали активно ассимилироваться с русским населением и сформировали в будущем общий малороссийский этнос.
В середине XVII века против поляков вспыхнуло восстание русского населения Юго-Западной Руси под руководством казаков и Богдана Хмельницкого. Так как оно фактически закончилось поражением и толькоЛевобережье, а также Киев после длительной польско-русской войныпо Андрусовскому договору (1667) вошли в состав Русского государства, с оставшихся под властью поляков земель местное население начинает активно бежать в Россию.
Попадая на слободскую украину, выходцы с Речи Посполитой и черкасы при поддержке Русского государства селились и получали землю для ведения сельского хозяйства. Переселенцы брали на себя сторожевую службу и военную защиту пограничья. Этому способствовала заимствованная у поляков военно-административная система территориального деления. В частности, на слободской украине Русским государством в XVII веке было создано пять слободских полковпо городам базирования: Острогожский, Ахтырский, Сумской, Харьковский и Изюмский. Все полки подчинялись непосредственно белгородскому воеводе и имели в своём названии слово черкаский. Но это не только указывало на них как выходцев с Правобережья, но и на казачий характер военной организации полка.
Парадокс, но уже в XIX веке мы видим желание фальсифицироватьзадним числом название народа, осваивавшего вместе с русскими слободские земли. Вместо черкас их называют малороссами. И в названияслободских полков вместо слова черкасский используют слово казачий, хотя в названии кавалерийских частей уже тогда однозначно использовался термин казачьи (козачьи) части. Понятно, что «черкаский полк» – более широкое понятие. Отсюда растут ноги и современных исторических подтасовок, которым не один век. Ведь если бы проблема была только в этом, их бы сразу назвали казачьими полками.
Одновременно на осваиваемых землях Слобожанщины начинает развиваться земледелие, скотоводство, огородничество, садоводство, виноделие, шелководство и торговля.
За века в результате смешения переселенцев на Слободских землях образовался протонарод со своеобразной субкультурой, характерным колоритом материальной и духовной жизни – слобожане. В первой половине XIX века Г.Ф.Квитка-Основьяненко, живший в Харькове, даже пытался создать отдельный слобожанский язык, уникальность которому придавали диалекты потомков северян. К сожалению, об этом проекте осталось очень мало информации. Произведения основателя этого языка позже были зачислены в классику малороссийской, а затем и украинской литературы.
На наш взгляд, реализоваться этому самобытному проекту помешало несколько факторов. Буквально рядом, в Полтаве, несколькими десятилетиями раньше начал создаваться И.П.Котляревским малороссийский язык. В Харькове к тому времени уже были сильны позиции русского языка. Интеллигенция Харькова, а она представляла достаточно серьёзную прослойку в городе после открытия по инициативеВ.Н.Каразина в 1805 году университета, до конца не разобралась с принципиальными отличиями слобожанского языка от русского и малороссийского языков и посчитала его ненужной экзотикой. В свою очередь, собственно слобожанское население не имело достаточно ресурсов, чтобы поддержать процесс создание своего уникального языка. На удивление, поляки, позиции которых в то время Харькове были сильны и которые старались во всём сделать что-нибудь наперекор русским, в частности активно поддерживали создание малороссийского языка, тоже остались безучастными к попыткам создания слобожанского языка.
Вот и получилось, что сегодня для жителей Харькова, Изюма, Острогожска и других городов, а также сельских жителей Слобожанщины, которые вошли в состав России (часть Белгородской и Воронежской областей), родным является русский язык. Сельских жителей той части Слобожанщины, которая попала в состав Украины, как и всё население Юго-Западной Руси, позже нарекут малороссами, а потом украинцами. Все последующие годы они будут подвергаться тотальной украинизации. Но своеобразие культуры и языка слобожан сохранилось до сих пор.
(Продолжение следует)
(1) Шевырев Степан. История русской словесности. Лекции. Ч.2. Столетия XI и XII. Москва. Тип. Бахметева. 1860. 424 с. С.304-305.
(2) Голубовский П.В. История Северской Земли до половины XIV столетия. Университетская типография И.И.Завадского. Киев. 1881. 209 с. С.41.
(3) Головинский Петр. Слободские Казачьи полки. СПб. Тип. Н. Тиблена и Комп. 1864. 254 с. С.3.
(4) Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX—XIII вв. К. 1884. 259 с. С.87-88; 96.
(5) Голубовский П.В. История Северской Земли до половины XIV столетия. С.9.
(6) Книга Большому Чертежу. Сербина К.Н. (ред.) Москва-Ленинград. АН СССР. 1950. 229 с. С.70.
(7) Моргунов Ю.Ю. Древо-земляные укрепления Южной Руси X—XIII веков. Ин-т археологии РАН. М. Наука. 2009. 303 с. С.200-201, 261.
(8) Успенский Г.П. Опыт повествования о древностях русских. Харьков. Университетская тип. 1818. 848 с. С.378.
(9) Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. Т.9. 1560-1584. СПб. Тип. Н. Греча. 1821. 770 с. С.467.
(10) Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. Т.10. 1584-1598. СПб. Тип. Н. Греча. 1824. 460 с. С.177.
(11) Книга Большому Чертежу… С.64, 83, 110.
(12) Книга Большому Чертежу… С.77, 78, 82.
(13) Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. Т.10. С.260.
(14) См.: Срезневский И.И. Историческое обозрение гражданского устройства слободской Украины со времени её заселения до преобразования в Харьковскую губернию. Харьков. Губернская тип. 1839. 93 с.
(15) Головинский Петр. Слободские Казачьи полки. СПб. Тип. Н. Тиблена и Комп. 1864. 254 с. С.52-53.
(16) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Отд.1. Краткий обзор епархии и монастыря. М. Тип. В.Готье. 1852. 237 с. С.109.
(17) Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. Москва. Изд. А.Д.Ступина. 1908. 994 с. C.891, 893.
(18) ПСРЛ. Т. 20. Часть 2. Львовская летопись. СПб. Тип. М.А. Александрова. 1914. 268 с. С.457.
(19) ПСРЛ. Т. 20. Часть 2. Львовская летопись… С.560.
(20) Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи… C.354.
(21) Историко-статистическое описание Харьковской епархии… С.62.
(22) Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи… С. 896.
(23) Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX—XIII вв. К. 1884. 259 с. С.98-99; Историко-статистическое описание Харьковской епархии… С.81.
(24) См.: В. Василевский. Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте. 253. № 255. II, февр 1888 г. С. 445-463.
(25) Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. YMCA-PRESS. 1990. С. 177. С.44; Regel W. Analecta Byzantino-Russica. St. Petersburg-Leipzig. 1S91. С.52; Памятники древнерусского династического права. 1. Русская историческая библиотека. VI. СПб. 1880. Столб. 438-439.
(26) ПСРЛ. Т. 20. Часть 1. Львовская летопись… C.417.
(27) Чечулин Н.Д. Города Московского государства в XVI веке. СПб. 1899. 349 с. С.15.
(28) Историко-статистическое описание Харьковской епархии… С.3-4.
(29) Головинский Петр. Слободские Казачьи полки… С.65.
Причины социокультурных конфликтов на Харьковщине в XVII веке
Харьков, нынешний областной центр Украины, как считают современные украинские энциклопедисты, был основан переселенцами в Слободскую Украину, и первым известным атаманом был Иван Кривошлык» (1654) (1). Д.И.Багалей полагал, что основателем города был малороссийский осадчий Иван Каркач (2). На самом деле, согласно жалобе белгородского духовенства воеводе Василию Шереметеву от 1654 года, новый город Харьков строился по государеву указу на русской церковной вотчине (3). Русским государем «велено быти нашей службе в Чугуевском уезде для Городового строения, — гласит царский указ 1656 года, — в Харькове воину Селифонтову», и чтоб «служилых людей черкас от татарской войны заступил и уберег» (4).
До всех этих событий русское поселение на реке Харьков с 1646 года имело построенные дворы с защитными укреплениями, вело сельскохозяйственные работы, проложило дорогу до Торских соляных промыслов, а Селифонтов возвел крепость (5).
Почему же тогда утверждается, что украинцы основали город, а служилых здесь черкас зачислили в малороссы?
Вопрос не праздный, поскольку этнокультурное противоборство русских, черкас, слобожанцев, запорожцев, малороссов в антипольских и казацких войнах происходило в середине XVII века повсеместно, а расклад их сил определял результат этой внутренней борьбы на той же Слобожанщине.
Часть казаков на Тарнопольской раде 1653 года пошла за Иваном Богуном против Москвы, а Богдан Хмельницкий, увидев как за полгода запустевшую Харьковщину сплошь заселили переселенцы из польского государства, сразу понял, что народ пойдет за ним, если он возглавит этоустремление народной стихии в Русское государство (6). Игру казаков с Россией, Польшей и Турцией активно развивал и нежинский полковникИван Сирко (ок.1618-1680). Верно прислуживая Польше, вопреки малороссийским настроениям, тут же разорвал союз с протурецким гетьманом Петром Дорошенко, когда тот растоптал Острожский договор (1670). Однако И.Сирко, возглавив антирусскую войну на Левобережье (1668) и утопив в крови Слобажанщину, русским Харьковом так и не овладел.
Незаселенными земли Слободской Украины в XVII веке выглядят только в монографиях украинофилов, очевидно пытавшихся доказать историческую роль малороссийских переселенцев и различных казаков в освоении Слобожанщины. На самом деле 1660-1670 годы здесь – это время наиболее крупных и острых социокультурных конфликтов. В России в это время крепостное право еще формировалось, а на Дону, Донце и Слобожанщине и вовсе не знали, что это такое (7). Прибывшие переселенцы с польских украин, где крепостное право буйствовало вовсю со второй половины XVI века, расценивали отсутствие закрепощения и огромных частно-панских латифундий как «ничейность» земельного фонда, считали, что имеют право на его свободное обладание.
Воевода Офросимов, сменивший в Харькове Селифонтова, в 1658 году писал царю: «А черкасы, государь, люди самовольные, ни в чем твоего, государева, указу не слушают» (8). Переселенцы в Харькове отказывались работать на строительстве крепости, «потому что де мы людишки бедные голодные еще пашни не распахали и хлебом не обзаводились и дворами не построились». Воеводы других городов также сообщали в Разрядный приказ, что казаки, «воры и пьяницы», бросали службу, как только с них требовали уплаты пошлин на торговлю лошадьми или напоминали об обязанностях по содержанию хозяйств. Святогорский монастырь из года в год жаловался русскому правительству на самоуправство и опустошения, самовольные захваты, и, в конце концов, «вынужден был уступить часть земель и угодий крестьянам и казакам».
Поддержку в 1670-1671 гг. Степана Разина черкасами, поднявшими восстание в ряде городов Слобожанщины, вряд ли можно назвать крестьянской войной. Вопреки украинской мифологии, другие этнические группы либо не участвовали, либо энергично подавляли бунт донских казаков, острожских и украинских черкасов. Население Харькова на призыв «прелестного письма» донского атамана Алексея Хромого откликнулось немногочисленной группой. Выступление острогожского полковника-черкаса Ивана Дзиковского подавляли протопоп Троицкой церкви Андрей Григорьев, сотник Герасим Карабут вместе с попами и горожанами «всяких чинов»: они «разобрали мост через р. Сосна» и, отрезав от лагеря донских казаков и волжских татар, арестовали городских восставших. Город Чугуев стал опорным пунктом, с которого отряд харьковского полковникаГригория Донца, малороссийские казацкие полки генерального есаулаМатвея Гвинтовки и сумского полковника Герасима Кондратьева со слободскими казаками подавили остальные выступления черкасов на Харьковщине (9).
Русское государство, учитывая «прежние и нынешние службы и за разорение, что им учинилось от изменников черкас» (1669) в Харькове и на Слобожанщине, окончательно приняло решение по земельному вопросу: «Пустовых порозжих земель и из Диких поль в поместье никому не давать, и в вотчину не продавать, и на мену Севского и Белогородского полку с служилыми людьми ни с кем не росписывать. Чтоб от того, — как гласит царский Указ от 1672 года, — служилым людем утеснения и изгоны и в землях оскудения не было». «А которые Украйные и полевые городы» полковыми «землями ведомы в Розряд, и тем городам роспись за Дьячьею приписью» (10). Со спекуляцией «ничейной», то есть общинной, отданной в Разряд русской землей, к неудовольствию украинофилов было покончено.
Все категории населения в Харькове после реформы государственного управления 1706 года вошли в казацкие реестры, вплоть до ликвидации слободских казаческих полков (1765). Полковник Федор Донец—Захаржевский возглавил новую юрисдикцию, вместо воеводства, а полковое устройство просуществовало до учреждения Слободско-Украинской губернии. Это было время бурного социально-экономического развития всего Левобережья и, конечно, социального расслоения, которые сопровождались новыми социокультурными конфликтами.
В начале XVIII века разгорелось противостояние между донским казачеством, татарами, населением Изюмского слободского казачьего полка и различными украинскими переселенцами по поводу владения земельными массивами в бассейне Северского Донца (11). Походный атаман Кондратий Булавин имел здесь свои варницы для добывания соли. И в 1707 году недовольство в среде Войска Донского, кочевых калмыков и ногайцев направил на Русское государство, которое вело со шведами трудную Северную войну (12). Повстанцы «прелестными письмами» на Слобожанщину призывали: «…запорожские же казаки и белогородская Орда станут с нами вкупе и заодно», заключив союз с Константином Гордиенко и Иваном Мазепой, которым шведский король пообещал во владение независимое княжество.
Под Валуйками повстанцы разбили Сумской полк Герасима Кондратьева, а в урочище Кривая Лука на Северском Донце Изюмский полк разгромил булавинцев. А затем Харьковщина полгода оказывала героическое сопротивление войскам Карла XII и И.Мазепы. В феврале 1711 года потерпел фиаско и поход под Харьков 40-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея, вместе с Карлом XII и Пилипом Орликом, подручным помершего И.Мазепы.
Культура и духовность Харьковщины в XVIII веке
Мы приведем данные о жизни Харьковщины и создании оселков материальной и духовной культуры в лоне Российского государства, которую нынешние украинофилы связывают с «русификацией украинской протоинтеллигенции». Где в этой жизни было место «украинцев»?
Поселок Шаровка (1700) основан есаулом Матвеем Шарым, построен храм (1705). Основано село Кицовка (1702). Село Малыжино (1708) основано ахтырским полковником Федором Осиповым, который построил и первый деревянный храм Архистратига Михаила.
В поселке Старый Мерчик (1665) действительный статский советник графГригорий Шидловский построил Парк усадьбы (1724), вместо деревянной церкви Всех Святых (1680) — новый каменный храм (1778), а затем и Дворец Шидловских (1786-1788). Всего около 30 видов и форм: вековые деревья, пруды, зеленые поляны, беседки и мостики. Произрастают дуб, клен, ясень, липа. Есть также ель серебристая и канадская, сосна прямо-хвойная.
Город Красноград (1731) между Харьковом и Днепропетровском основана как Белевская крепость — главная крепость Украинской оборонной линии, спроектированной генералом Иоганном Вейсбахом (1665-1735), которая стала административным центром всего района, переименована (1784) в Константиноград и получила статус города (1797). Основано село Владимировка (1750). Город Чугуев (1638), существенное военное поселение этого времени, теряет стратегическое значение после сооружения (1731-1733) крепостей Украинской оборонительной линии. Позже, в 1844 году, здесь родился выдающийся русский художник Илья Репин. В Осиновом Плесо (2008) воссоздана обстановка быта слобожанского крестьянства ХVIII-ХIХ вв.
Поселок Ольшаны (1655) основал ополяченный зажиточный шляхтич Семен Ковалевский из одноименного села на Богуславщине, который служил сотником Харьковского полка с 1651 по 1682 год и умер от ран, передав дело своим многочисленным сыновьям. Николаевская церковь — один из древнейших деревянных храмов Харьковщины была построена здесь в 1741 году.
Поселок Бабаи (1643) московского служилого боярина Федора Бабая ещеназывали Архангельским, в честь несохранившегося деревянного русского храма Архангела Михаила (1650). В 1759 году эти места разорял гайдамацкий отряд. Усадьба Щербиных в Бабаях, первого харьковского губернатора Евдокима Щербинина (1728-83), перешла к бабаевскому православному священнику Якову Правицкому, у которого много гостил (1785) и написал «Басни харьковские» русский писатель и православный философ Григорий Сковорода.
Поселок Золочев (1677) на реке Уде был основан переселенцами из одноименного города Золочева на Львовщине, которые развили на южных границах Русского государства систему укреплений, и поселение стало сотенным местечком Харьковского полка (1685), участвовало в сражениях с турками и татарами, в Северной и Семилетней войнах, получило статус уездного центра (1780).
Город Богодухов (1662) на реке Мерла между Харьковом и Ахтыркой основали, по украинской легенде, поселенцы из-за Днепра во главе с атаманом Тимофеем Крысой, хотя ранее на этом месте существовало русское поселение Дьяков Острог. Здесь, на пересечении торговых путей, поселенцы построили крепость, энергично развивали ремесла и торговлю, слобода выросла в город (1781).
Змиевскую крепость (1640) на древнерусском городище при впадении речки Мжа в Северский Донец, построенную якобы казаком Кондратием Сулимой на самом деле возвел московский воевода Иван Ржевский(1658). В восстании С.Разина она стала казацким центром. Николаевский монастырь РПЦ г.Змиева существовал задолго до постройки крепости, первоначально как Преображенский, а в 1668 году был передан в ведение Киево-Печерской лавры как Казацкий. Разрушен (1788) при ликвидации казацкой вольницы.
Село Коропово (XVII) на р. Северский Донец – это первый, по Указу Петра I, заповедник (ХVIII) корабельного Гомольшанского леса, а на исторической территории Казачьей горы, в Николаевском монастыре приютились казаки, после ликвидации Екатериной II Запорожской сечи (1788).
В поселке Краснокутск (1651) переселенцев из Заднепрянщины сохранились остатки валов, построенных казаками Корсунского полка, иКраснокутский дендропарк (1793) Ивана Каразина, брата основателя Харьковского университета. Парк расположен на месте православного Петропавловского монастыря (1664), после того как отец братьев, полковник русской армии, получил эти земли за ратную службу от Екатерины II.
Село Пархомовку (1688) в конце ХVIII века императрица Екатерина ІІ подарила генерал-поручику графу Ивану Подгоричани из древнего сербского рода, который построил здесь двухэтажный особняк в итальянском стиле.
В Изюме (1571), русском летописном городе Харьковщины на р. Северский Донец, расположенном между Харьковом и Донецком, одними из первыхсооружений, стараниями полковников Константина Донца и Фёдора Шидловского стали Изюмская крепость (1679-1681) и Спасо-Преображенский собор (1682), к которым в XVIII веке добавилисьКрестовоздвиженская (Николаевская) церковь, перестроенная позже (1809-1823) в камень. Собору Петр I подарил напрестольное Евангелие в серебряном с позолотой окладе.
Город Люботин (1660), который упоминается (1571) как русский сторожевой пост Люботин Колодец, современные украинские источники относят к поселению, основанному казаками. На окраине Люботина естьимение Гиевка дворян Щербининых (XVIII), которое перешло (1802) в собственность штаб-ротмистра в отставке Игната Познанского, воспитателя харьковского баснописца В.Г.Масловича.
Село Черкасские Тишки (1650-е) расположено на северо-восточной окраине города Харькова и своей родословной также повторяет его судьбу. Исходя из социокультурных привязанностей и предпочтений его жителей, в 1663 году оно было разделено на два села — Русские Тишки и Черкасские Тишки, в которых проживали казаки-черкасы, выходцы из Запорожской земли. Храм Рождества Богородицы (1830) на месте деревянной церкви (1772) здесь построил известный русский архитекторЕвгений Васильев (1778-1833), а расписал – И.Репин (1860-е).
Село Сковородиновка (1732) основано помещиками Ковалевскими и называлось Пан-Ивановка. Здесь часто гостил у своего друга и ученика, рязанского губернатора Михаила Ковалевского, русский религиозный философ Г.Сковорода. Здесь он умер и был похоронен (1794).
В XVIII-XIX вв. Харьков, благодаря своему географическому расположению, оживленно развивался, обогнав в промышленно-торговом развитии все вышеописанные центры. В 1731 г. здесь был основан Харьковский коллегиум, который украинофилы считают не первым, а «вторым по значению в Украине после Киево-Могилянской академии». То, что здесь «преподавал выдающийся украинский философ и поэт Г.Сковорода», тогда об этом его современники, конечно, даже не догадывались. В 1805 году усилиями русского учёного Василия Каразина был открыт Харьковский университет, не только один из старейших в России, но и крупнейшее в мире средоточие естествознания и гуманитарных исследований.
Харьков к средине XVIII века стал не только культурно-просветительным центром Слободской Украины. Благодаря русской императрице Анне Ивановне, попечительству генерал-фельдмаршала князя Николая Голицына (1794-1866) и его потомков, Харьковский коллегиум обучал детей разных сословий и в основном за казенный счет. Поэтому число учащихся достигало 400 человек, в конце столетия превышало 800. Грамота (1731) защищала учебное заведение от административного вмешательства как войсковых, так и светских властей, право в отношении преподавателей и учащихся вершил коллегиумный суд, а у выпускников была свобода выбора: идти им с церковным дипломом на светские должности или духовные.
Учебно-воспитательный процесс в Харьковском коллегиуме соответствовал вызовам времени. В 1740-х к стандарту иезуитских коллегиумов и Киево-Могилянской академии добавились славянский язык и западноевропейская «схоластика», а с 1750-х преподавали европейскую рациональную философию. В 1769 коллегиумная библиотека насчитывала 2,5 тыс. томов книг. В конце века добавилось изучение русского, немецкого, французского и итальянского языков, арифметики, геометрии, живописи, рисования, музыки, архитектуры, истории и географии. С открытием Харьковского университета студенты осваивали курсы ботаники, физики и медицины.
Украинская версия о «полной русификации украинской протоинтелигенции» в XVIII столетии выглядит достаточно курьезно (13). Идет ли речь о русских создателях Украинской оборонительной линии? О выходцах с польской украйны, которые активно строили русскую Слобожанщину в качестве военных, землевладельцев или создателей многочисленных населенных пунктов? Какие из вышеприведённых достопримечательностей той поры — культовых и фортификационных сооружений, дворцов-усадеб или памятников архитектуры — считать украинскими? Или есть еще какие-либо другие, что мы упустили из виду? Может, украинофилы имеют в виду, что между местными русскими, польскими переселенцами, казаками малороссийскими, донскими и черкасами и должна была находиться их «украинская» версия?
«Енциклопедія історії України» указывает на социальные слои поставщиков «украинской протоинтеллигенции»: «казацкая старшина, шляхта (дворянство) и духовенство» и первых ее представителей – «украинский философ Г.Сковорода (1722-94), Иван Двигубский (1771-1840)», «украинский композитор Артемий Ведель (1767-1808), Максим Концевич».
Однако слобожанский язык Г.Сковороды сегодня называют суржиком, а его сочинения издают в переводах. Выдающийся русский ботаник, физик и естествознавец И.Двигубский родился в Курской губернии, работал и руководил Московским университетом после учебы в Харьковском коллегиуме, украинцем объявлен, видимо, на том основании, что его прадед А.Горпинченко-Двигубский был змеевским сотником, поменявшимфамилию на «дворянскую». А.Ведель – русский православный композитор, уроженец киевского Подола. М.Концевич жил и работал в Харькове, писал русские кантаты и романсы, отсутствует, например, в украинской Википедии. Таким образом, никто по указанным «Энциклопедией» критериям на украинца «не тянул».
Харьковский коллегиум (1731) создан белгородским епископомЕпифанием Тихорским (?-1731) с русской духовной школы, переведенной из Белгорода в Харьковский Покровский учительный монастырь (1726). Монастырь стал символической усыпальницей Слободских казацко-старшинских династий Донец-Захаржевских, Квиток, русского православного епископа Христофора Сулима, донского атаманаВасилия Орлова, героя Отечественной войны 1812 года и родоначальника русского рода графов Орловых-Денисовых. Казацкая же старшина в первой половине XVIII века активно меняла свои фамилии на польско-шляхетские, чтобы стать дворянами Русского государства. Явление из малороссийского слоя Двигубских (бывших Горпинченко), Захаржевских (Донцов), Квиток и тысяч других представляло собой, скорее, фазу ополячивания, нежели русификации, менялся социальный статус, а не этнический.
Выпускниками Харьковского коллегиума были: известный русский физик, первый электротехник, открывший явление электрической дуги и создавший гальваническую батарею, академик Василий Петров (1761-1834); русский историк и литературный критик, издатель «Вестника Европы», ректор Московского университета Михаил Каченовский (1775-1842); русский поэт и литератор академик Николай Гнедич (1784-1833); выдающиеся медики, одни из основоположников русской медициныГригорий Базилевич (1759-1802) и Ефрем Мухин (1766-1850); врач и историк медицины, вопросов сельского хазяйства, ректор харьковского университета Василий Джунковский (1767-1826); заслуженный профессор математики, ученик Осиповского, ректор Харьковского университета Андрей Павловский (1789-1857). Среди коллегиумцев – выдающиеся деятели Русской православной церкви: знаменитый проповедник-оратор митрополит Киевский и Галицкий Арсений Могилянский (1704-1770); духовный писатель ректор Казанской духовной академии архиепископ Сильвестр Лебединский; проповедник Русской православной церкви епископ Севский и Брянский Кирилл Флоринский(1729-1795); историк и православный проповедник архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический РПЦ Феофил (Татарский); ректор Новороссийской православной семинарии Иоанн Башинский.
(Продолжение следует)
(1) Енциклопедія історії України. Т.10. Т-Я. Автор колектив. Київ. Наукова думка. 2013. 784 с. С.346.
(2) Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существования. Т.1. Харьков. Паровая типография и литография М. Зильберберг и С-вья. 1905. 569 с. С.23.
(3) Історія міст і сіл УРСР. В 26-т. Т.21. Харківська область. К. АН УРСР. 1966. 1086 с. С. 72. См. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Отделение II. Уезды харьковский и валковский. Москва. 1857. С.159-160. См. Архнв Мин. Юстиции. Столбец Белгородского стола № 504. С.201-203.
(4) Альбовский Е.А. История Харьковского Слободского казачьего полка (1651-1765 гг.). Харьков. Тип. Губернского Правления. 1895. 231 с. С.25-32.
(5) Слюсарский А.Г. Социально-экономическое развитие Слобожанщины XVII-XVIII вв. Харьков. Харьковское книжное издательство. 1964. 460 с. С.98.
(6) Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М. Изд-во Индрик. 1996. 298 с. С.39.
(7) История Украинской ССР в 10 т. Кондуфор Ю.Ю. (ред.). Т.2. Развитие феодализма. Нарастание антифеодальной и освободительной борьбы. (п.XIII-п.XVII). Киев. Наукова думка. 1982. 591 с. С.442.
(8) Слюсарский А.Г. Социально-экономическое развитие Слобожанщины XVII-XVIII вв… С.409: См. Материалы для истории города Харькова в XVII веке. Издано в типографии “Печатное дело”. Харьков. 1905. С.10-11
(9) Попов А.Н. История возмущения Стеньки Разина. М. Тип. Александра Семена. 1857. 132 с. С.22, 23, 25, 34, 36,37.
(10) ПСЗРИ. Ред. М.М. Сперанского. Т.1. 1649-1675 гг. СПб. Тип. II Отделения. 1830. 1068 с. С.823, 885.
(11) Шкваров А. Г. Петр I и казаки. СПб. Алетейя. 2010. 455 с. С.223-260.
(12) Броневский В. Б. История Донского войска. Ч. 1. СПб. 1834. С. 322. С.248.
(13) Енциклопедія історії України. Т.3. Е-Й. Автор колектив. Київ. Наукова думка. 2005. 672 с. С.346, 512.
Нет Комментариев