Александр ГАЙДАМАК 07.08.2014

Действия украинского правительства и примкнувших к нему депутатов в экономической сфере настолько бессмысленны, насколько и самоубийственны. Вспомните: как только свершился госпереворот и нелегально назначенное правительство приступило к активной деятельности, оно тут же сделало всё возможное, чтобы «избавиться» от газового контракта с Российской Федерацией прекрасно зная, что никакой альтернативы этому контракту нет.

В сельском хозяйстве «знатный агроном-свободовец» Швайка успешно провалил посевную, закономерно рассудив, что можно будет без каких-либо затруднений списать всё на уничтоженные посевы Донбасса.

Выпрошенные с показательным унижением копеечные западные кредиты были немедленно спущены на латание оборонных дыр: кредиты исчезли, дыры остались. В довершение ко всему свеженарисованный президент Порошенко подписал злосчастное соглашение об ассоциации с Евросоюзом, и то, что оно до сих пор не ратифицировано, можно признать спасительным чудом для украинской экономики.

Последние по времени шаги украинского правительства даже на этом фоне вызывают некоторую оторопь. Ассоциации возникают исключительно с недоразвитыми подростками из разряда «назло маме отморожу уши». Взять хотя бы свежайшую идею киевских политиков: ввести санкции против украинских компаний, доля российского  капитала в которых составляет более пятидесяти процентов. Содержательно предположительные санкции первого пакета аналогичны тем, которые ввели против России США и Евросоюз.

 

***

Как известно, западные санкционные пакеты касаются в первую очередь банковского сектора и финансовых заимствований, нефтегазового оборудования и военно-технического сотрудничества. Об эффекте западных санкций, равно как и о весьма относительной строгости их выполнения сказано и написано достаточно много. Так, Великобритания, громче иных государств ратовавшая за введение санкций на торговлю вооружениями, тем не менее продолжает выполнять целый ряд российских оборонных контрактов. Хотя нельзя не отметить, что вынужденная остановка проекта «Добролёт» — неприятный звоночек для тех, кто ожидал от санкций нулевого ущерба.

Но как воплотится этот санкционный подход в украинском случае? Ведь, если говорить откровенно, то реальный сектор украинской экономики практически весь так или иначе работает именно с российским капиталом и российскими производителями. Соответственно, вред, нанесённый этими санкциями, коснётся в первую очередь украинской стороны.

Объем продаж украинских товаров в Россию за январь-май 2014 года сократился на 23,9% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Киев преподносит факт положительного сальдо во внешней торговле Украины за первые пять месяцев текущего года в качестве достижения, хотя  снижение объемов всего экспорта украинских товаров зафиксировано на уровне 5,1%, а импорта – на все 18%.

Последствия санкций коснутся не только реального сектора. Так, ещё в июле, когда украинская сторона с воодушевлением обсуждала санкции против российских банков, глава Банка России Эльвира Набиуллина прокомментировала самый жёсткий вариант санкций – полный запрет на работу украинских дочерних структур российских банков на Украине (Сбербанк РФ, ВТБ, ВЭБ). Диагноз был точен: это будут санкции против самой Украины и её банковской системы.

Собственно, дела украинских банков выглядят скверно, и касается это не только злополучного ПриватБанка. Западное кредитование иссякает (слишком уж велики риски), российское и китайское по понятным причинам доступно не всем. В такой ситуации «дочки» российских банков выступают посредниками между «восточными» капиталами и украинскими банками, для которых это зачастую оказывается спасением. Уход российских банков (занимающих более десяти процентов финансовой сферы Украины) с украинского рынка лишит банковскую систему страны доступа к «восточным» финансам. Если же вести речь о блокировании финансирования, то оно и вовсе никак не скажется на украинских «дочках» российских банков: все необходимые ресурсы они получают в своих материнских структурах. Так кому будет хуже от этих санкций?

Сотрудничество в военно-технической сфере официально было прекращено ещё в середине июня по специальному указанию Порошенко. О каких ещё санкциях в этой сфере может идти речь? Нефтегазовое оборудование – трубы, насосы, компрессоры – поставляется Украиной в небольших объёмах и заменить его российскими аналогами не составит труда. Заправки и остановленные перерабатывающие заводы «Лукойла» и «Роснефти» – может быть, они станут объектами санкций? Так это и сейчас происходит, только в роли «санкционеров» выступают бандформирования «Правого сектора». К тому же «Лукойл» свои заправки собирается продавать австрийцам; а применять санкции к простаивающим НПЗ – это чересчур глупо даже для нынешней украинской власти.

В общем-то, основной спектр товаров российско-украинской торговли – вагоны, химическая продукция, металлопрокат, газ и нефтепродукты – этими санкциями не затронут вовсе. Напротив: сама Россия постепенно отказывается от украинских вагонов, удобрений и металла. Единственным экономическим эффектом от санкций будет головная боль украинского бизнеса, которому придётся перестраиваться – ведь и производство, и торговля в большинстве сфер «завязаны» на Россию, а мифический европейский рынок остаётся по факту закрытым вопреки всем ассоциациям.

Есть, конечно, так называемый второй пакет санкций, в котором может быть ограничен доступ российским государственным компаниям участвовать в украинской приватизации и энергетическом рынке. Но это приведёт лишь к снижению приватизационной конкуренции (и, соответственно, понижению эффективности приватизации). О газовой сфере лишний раз писать не будем: в этом случае будущее время неуместно. Экономически и второй пакет санкций будет почти бессмысленным и практически не окажет влияния на бизнес российских компаний на Украине.

 

***

А вот политический эффект от такого рода санкций, безусловно, будет. Только вот стоит ли политический демарш, каковых уже было немало, таких экономических жертв и рисков?

Ситуация получается в некоторой степени парадоксальной: правительство намеревается вводить санкции против России, в то время как министр иностранных дел Украины Климкин утверждает, что «необходимо восстановить былое доверие в отношениях между Украиной и Россией».

Итак, экономические санкции, выполняющие функцию политического «фе», — это средство восстановления былого доверия? Но это уже чистой воды сюрреализм. В нехорошем смысле этого слова.

Не исключено, что затея с санкциями выльется в исключительно медийное событие – специально, так сказать, для внутренних украинских СМИ. Если начиналось всё с информации о том, что Государственная фискальная служба передала правительству список из тысячи компаний, в отношении которых рекомендуется ввести санкции, то тут же глава ГФС опроверг наличие такого списка: дескать, обсуждаются лишь персональные санкции, а по поводу санкций к юридическим лицам «идут дискуссии». Да и вообще: для введения экономических санкций нужен соответствующий закон, а его нет. И перспективы его принятия с учётом специфики полураспущенной, полуотпущенной Верховной рады весьма туманны.

И даже если санкции будут введены, то в таком виде они будут вполне привычным для Украины инструментом избирательного прессинга и шантажа. Компании будут разделены вовсе не на компании «с российским капиталом» и «без российского капитала», а на угодные и неугодные, по самым разным критериям. Точно так же, как объявленная мобилизация используется военкомами и сопричастными лицами для поправки собственного материального положения, так и санкции пополнят чьи-то вполне конкретные карманы.

Собственно, весь «конфликт» с Россией, раздутый украинскими узурпаторами в совершенно потустороннюю «войну», используется исключительно в этих же целях: чтобы замаскировать собственную экономическую беспомощность и заодно осуществить новый передел собственности. А населению Украины, по которому, собственно, санкции и ударят, придётся довольствоваться военными налогами.

 

***

Обещанные санкции Украины в отношении России, как заявил правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий, могут быть объявлены 12 августа. При этом было указано на то, что Украина присоединяется к санкциям, которые уже приняты США, ЕС, Японией и Швейцарией, поскольку «только в совокупности» они могут быть «эффективными».

Однако это заявление было бы не в духе украинской политики, если бы одновременно с этим не прозвучало заявление о том, что Украина не намерена выходить из Соглашения о зоне свободной торговли СНГ и разрывать какие-либо другие торговые соглашения с Россией, Беларусью и Казахстаном – странами-членами Таможенного союза.