После Валдая было заявлено, что в послании Путина внешнеполитическая тематика не будет затрагиваться — все уже сказано. Послание будет посвящено сугубо внутриполитическим проблемам. В общем-то, если отбросить ту часть послания, которая носила характер явной и совершенно бессмысленной импровизации, то в целом заявление оказалось правдой.

Впечатление от послания было крайне тягостным — как в импровизационной части, так и в той, которая шла по шпаргалке. И та, и другая часть носили совершенно неприемлемый характер. Практически не делались попытки выделить причины происходящего, поэтому совершенно непонятным остался вопрос — насколько системные меры предлагается принимать. Если, к примеру, катастрофа на валютном рынке носит искусственный спекулятивный характер, и власти «знают имена спекулянтов» — то почему не подается сигнал рынку и не называются эти имена с тем, чтобы успокоить его? Или у нас фамилия Греф настолько сакральна, что ее запрещено произносить даже президенту? Тогда немедленно возникает следующий вопрос — если вся мощь государства неспособна укоротить зарвавшегося банкира, то с кем мы вообще намерены бороться?

Надерганные меры в конечном итоге свелись к призыву возвращать капиталы из-за рубежа, причем никому за это ничего не будет. Стимул, прямо скажем, слабый. Если Россию атакуют, а ее руководство не способно четко и внятно озвучить свою позицию, кроме оправданий и рассказов, что мы не позволим и не дадим, то любой вменяемый человек еще быстрее будет выводить все, что у него здесь запрятано. Даже если отберут половину или две трети «там» — это лучше, чем терять все «здесь».

Ни слова не было произнесено про дальнейшие шаги России на Украине. 30 миллиардов долларов, которыми в этом году был поддержан нацистский режим, истребляющий русских на Востоке — это и есть тот магистральный путь, по которому будет осуществляться защита соотечественников? Тогда понятно, почему их убивают — безнаказанность порождает вседозволенность.

Можно разбирать текст выступления чуть ли не по абзацам, благо он уже выложен в Сеть, однако столь слабая и практически ни о чем речь человека, живущего в какой-то своей, очень далекой от нас реальности, не нуждается в разборе. В реальности Путина не вышвыривают врачей на улицу, не повышают тарифы на ЖКХ, не растут цены, все и всем довольны. В реальности президента даже непонятно — демографическая ситуация лучше прогнозной за счет увеличения рождаемости и роста средней продолжительности жизни коренного населения или просто за счет массового въезда и натурализации мигрантов и их детей?

Есть четкая схема подобного рода программных заявлений. Что было намечено, что достигнуто, что предстоит сделать. Отдельно — что не удалось и по каким причинам. Кто виноват и что с ним делать. Лозунги — в начале и конце. Только так можно понять, почему задача удвоения ВВП трансформировалась в просьбу преодолеть «проклятие нулевого роста».

В этот раз эклектичное и бессистемное выступление Путина вызывает лишь полное разочарование. Мешанина звуков с минимальным набором смысла вызывает стыд за человека, их произносящего.