Несмотря на секвестр абсолютно всех статей федерального бюджета на ближайшие три года, правительство, пусть и в минимально необходимых (с точки зрения возможностей государства) объемах продолжает поддерживать экономику через госбанки, госкомпании, госкорпорации и различные фонды развития. Казалось бы, можно только порадоваться этому факту, но «мастерство и сообразительность» отдельных госменеджеров вынудила Кабмин пойти на серьезные ограничительные меры

Федеральное правительство запретило госкомпаниям (и иным аффилированным с государством структурам) размещать, хранить государственные средства, выделяемые из бюджета на банковских депозитных счетах, вкладывать их в финансовые инструменты (облигации, деривативы и т.д.), переводить в иностранную валюту за исключением, когда средства направляются на закупку импортного технологического оборудования. Также вводится запрет на вложения бюджетных средств в уставные капиталы других структур, в том числе находящихся в собственности госкорпораций (госкомпаний).

Постановление правительства вступит в силу с 1 января 2018 года. Что ж, как говорят в таких случаях, лучше поздно, чем никогда. Почему лучше? По одной простой причине – в узких кругах широко известно о так называемом прокручивании бюджетных денег на банковских депозитах со стороны госкомпаний, которые, внимание, по закону являются некоммерческими организациями. Иными словами, получение прибыли для них — не главная цель.

Между тем, по данным Счетной палаты России, только в 2016 году отечественные госкорпорации заработали 7,6 млрд рублей на размещении в банках «свободных» денег, которые выделило государство из бюджета на реализацию конкретных проектов.

О том, что проблема стала приобретать серьезный оборот, проиллюстрируем на конкретном примере. Одна из «дочек» крупной госкорпорации получила пятимиллиардный транш из бюджета на реализацию конкретного инфраструктурного объекта, который позволил бы резко улучшить транспортную логистику между четырьмя регионами страны. Деньги Минфином были выделены, но вместо реализации задуманного проекта были переведены хозяйствующим субъектом на банковский депозит. На протяжении трех лет топ-менеджмент этой госкомпании получал фиксированный процент от банка, «ростовщики» безмерно радовались «многомиллиардному клиенту», который в физических объемах составлял несколько сот миллионов рублей в год. До момента разоблачения Счетной палатой этой госструктуры ее руководители в один из периодов (за один год) «освоения» инфраструктурного проекта получили более 500 млн рублей за «удачное» размещение «свободных» бюджетных средств на депозите в одном из крупных банков страны. Счетная палата провела аудиторскую проверку этой госконторы и выявила, что инфраструктурный объект так и не был возведён, материалы передали в прокуратуру.

Счетная палата
Фото: www.globallookpress.com

То есть схема реализации до сего дня была настолько прямолинейной и примитивной, что не заметить ее крайне сложно. Тем не менее решение о запрете «прокручивания» государевых денег было принято только сейчас. И это радует! Подзаконные акты, как и главенствующие правовые законодательные нормы, не имеют обратной силы, но могут серьезно повлиять на те изменения, которые назрели в российском межбюджетном процессе. Ни для кого не секрет, что к концу года правительство «веером разбрасывает» денежную массу по тем бенефициарам, которые доказали свою необходимость и состоятельность. В этой связи многие работы ведутся в авральном режиме, что сказывается на их качестве. Пришло время изменить подобную «традицию» и перевести бюджетное финансирование в более системный подход с распределением денежных средств равномерно в течение года. Чтобы подобное стало реальностью, необходим тотальный запрет на «прокручивание» бюджетных денег в первую очередь со стороны хозяйствующих субъектов, аффилированных с государством.

Первый шаг в этом направлении сделан. Важно перевести весь межбюджетный процесс в систему, которая не позволит «осваивать» государевы денежные средства через «прокрутку» их на банковских депозитах. От этого выиграет государство, бюджет, общество. Когда деньги будут использоваться исключительно по целевому назначению.