Протоиерей Андрей Ткачев о том, что надо прислушиваться к прощальным словам святых и мудрых людей

Есть святоотеческая заповедь: если увидишь кого-то умирающим – иди к нему и слушай внимательно все, что он скажет. Перед смертью людям трудно врать, и они выхрипывают из себя какие-то важные вещи, концентрированный опыт прожитой жизни. Прослушать такие слова означает обогатиться мудростью, сопоставимой с большой библиотекой. Если это святые, то слова их как вбитые гвозди. Если это обычные люди, то это щемящие, сентиментальные слова сожаления и наставления.

В официальном доступе есть посмертное письмо Габриэля Гарсия Маркеса, того самого, который «Полковнику никто не пишет» и прочее, прочее. Он плодовитый был безмерно, творец так называемого магического реализма. Я расскажу о том, что он написал это в 2000 году. Умер Маркес 14 лет спустя, но написал уже, будучи старым человеком, как бы ожидая уход из этого мира. Написал тем, кто любит его и доверяет его словам.

Вот некоторые выдержки из этого письма: «Если бы на одно мгновение Бог забыл, что я всего лишь тряпичная марионетка, подарил бы мне кусочек жизни, я бы тогда, наверное, не говорил все, что думаю. Но точно бы думал о том, что говорю. Я бы ценил вещи не только за то, что они стоят, но за то, сколько они значат.

Если бы у меня еще оставался кусочек жизни, я бы не провел ни одного дня, не сказав людям, которых я люблю, что я их люблю. Я бы убедил каждого дорогого человека в моей любви, и жил бы влюбленный в любовь. Я бы объяснил тем, которые заблуждаются, считая, что перестают влюбляться, когда стареют. Нет, не понимают, что стареют тогда, когда перестают влюбляться. Я понял, что один человек имеет право смотреть на другого сверху только тогда, когда он помогает ему подняться».

Это называется, друзья мои, экзистенциализм. Carpe diem – лови момент. Это значит – жить сегодня как в последний раз. Это значит – не планировать то, что будет за горами, потому что думки за горами, а смерть за плечами. Это и есть слова некоей мудрости, не святого, но пожившего человека, который сожалеет в сердце своем, что можно было, а не сделано, и легко было, а не сказано, и все было рядом, а не обнято, и все было под рукой, но не довершено. Для того, чтобы… У нас еще остается время какое-то, какое-то время мы еще имеем. Вот поэтому прислушаемся.

Кто читает святых – пусть читает святых, и святые да помогут ему. А кто не дошел еще до этого и находится в неких пеленках, и доверяет только лишь словам тех, кого признают мудрецами, вроде Толстого, Ганди, Маркеса – слушайте Маркеса, слушайте Борхеса, слушайте там кого-то еще. Потому что и они говорят нам важные вещи, которых мы не делаем. Обнимайте крепче тех, кого любите.

Поэт Андрей Вознесенский говорил: «Нас никто с тобой не расколет. Но, когда тебя обнимаю – обнимаю с такою тоскою, будто кто-то тебя отнимает».

Смерть царствует в этом мире, пораженном грехом. Хотя Христос сильнее всех, но смерть пока не потеряла полной власти. Это надо чувствовать. Поэтому не живите как трупы, живите как люди. Об этом, мне кажется, и говорил Габриэль Гарсия Маркес, творец нового стиля в литературе, магического реализма. Написавший эти строки в 2000 году, а умерший 14 лет спустя, глубоким стариком.