Сегодня образование меняется буквально на наших глазах. Потому что стремительно меняется жизнь. Какой она будет даже через пять лет никто не может предсказать

Как-то на мероприятии в одном министерстве я увидел коллегу из института. Подошел поздороваться.

Рядом стояла молодая женщина, которой я вежливо поклонился. На что она вдруг сказала: «Здравствуйте, Владимир Романович! А я Вам зачет сдавала!» Я с широкой улыбкой начал что-то вроде «Как приятно встретить…» «Три раза», — спокойно и без улыбки сказала моя собеседница. Я как-то уже менее уверенно продолжил, что, видимо, мне просто хотелось еще раз встретиться с умным собеседником… На что мне также, без улыбки было сказано, что теперь у меня будет такая возможность, так как моя бывшая студентка ныне курирует в министерстве совет, куда я вхожу. Я тогда свернул разговор неловкой фразой о том, что иногда даже очень хорошие студенты не сдают зачет, потому что плохие преподаватели не могут объяснить предмет или что студентам просто неинтересно… А еще я тогда понял, что двойки лучше не ставить: мало ли как обернется…

Ну, а если говорить серьезно, то помню, как мы как-то дискутировали с одним моим старшим университетским коллегой, что важнее: уметь хорошо объяснить или суметь заинтересовать? Конечно, спор в каком-то смысле был искусственный: хороший учитель должен уметь и то, и другое. И все-таки… Мой друг уверял, что заинтересовывать он не обязан: в вуз должны приходить мотивированные люди. Я возражал, что так бывает лишь в теории. На практике же все никогда всё не поймут, даже если ты самый лучший объясняльщик в мире. Но вот если ты студентов заинтересуешь, то они потом сами почитают, сами подумают и точно поймут или узнают то, что нужно. Если интересно – поймут обязательно. А если неинтересно, то и объяснять бессмысленно – все равно не получится.

Сегодня образование меняется буквально на наших глазах. Потому что стремительно меняется жизнь. Какой она будет даже через пять лет никто не может предсказать. Фантастические книги о будущем одна за одной оказываются рассказами о прошлом, так как настоящее давно уже фантастичнее, чем фантастика… Для школьных учителей и вузовских преподавателей это очень сложная ситуации: мы же должны готовить к будущему. А как готовить к тому, о чем нет четкого представления?

Тема, конечно, не для трехминутного разговора. И все-таки я по-прежнему считаю, что заинтересовать – очень важно. Заинтересовать темой, предметом, самим учебным процессом… Вернуть, если хотите, школьника или студента к тому важному для любого ребенка состоянию, когда он впервые начинает доставать родителей бесконечными «почему». Потому, что интересно. Потому что хочется знать.

Мой близкий друг так сформулировал одну из важнейших задач современного образования: развивать почемучку. По-моему, очень точно.