Своим призывом к туркам в ФРГ не голосовать на выборах за ведущие политические партии страны, поскольку они «враждебны» Турции, президент этой страны Реджеп Тайип Эрдоган не сможет помешать нынешнему канцлеру Ангеле Меркель победить на выборах. Но он создал важный прецедент: в будущем судьбы немецкой и шире европейской политики в возрастающей степени будут зависеть от диаспор, поэтому судьба Европы станет во многом определяться интересами стран, откуда в нее приехали иммигранты
Президент Турции Реджеп Эрдоган выступил с беспрецедентным призывом к имеющим немецкие паспорта туркам в Германии не голосовать на предстоящих в сентябре выборах в бундестаг за кандидатов ведущих политических партий страны – блока ХДС/ХСС, социал-демократов (СДПГ), а также «Союза-90/зеленые, так как «все эти партии – враги Турции». Это было сказано в речи после пятничной молитвы в Стамбуле 18 августа.
В ФРГ проживают свыше 1,5 миллиона выходцев из Турции, многие из которых являются немецкими гражданами, причем у 400 тысяч есть еще и турецкие паспорта. Живут они в основном в крупных городах и являются единственной общиной из мусульманских стран, которая более-менее интегрирована в немецкую жизнь и уже стала ее неотъемлемой частью, в том числе и в политическом отношении. Во Франкфурте-на-Майне, единственном городе ФРГ, где число жителей с иностранными корнями больше, чем коренных немцев, этнические турки составляют, согласно самым свежим статистическим данным, 13% населения.
Чего не сказал, но что явно имел в виду Эрдоган
Поэтому прозвучали слова Эрдогана очень сильно. Тем более, что на самом деле сказано было значительно больше, чем многие подумали и думают до сих пор.
Немецкие турки, по данным статистики, голосуют в основном за социал-демократов. За ХДС/ХСС из-за христианского прошлого и политики этих партий, благоприятной для имущих слоев населения, к которым большинство турок в ФРГ пока не относится, немецкие граждане турецкого происхождения голосуют редко. «Зеленых» — по причине отстаиваемых ими все более одиозных «современных ценностей» и шумной критики Анкары за демонтаж в Турции светского государства, политику в отношении курдов и других меньшинств – немецкие турки тоже не особенно жаловали, хотя один из лидеров этой партии – этнический турок, крайне агрессивно настроенный к нынешнему турецкому президенту.
Немецкие турки не монолитны. Среди немало сторонников светской Турции, и они не любят Эрдогана, не говоря уже о турецких курдах. И все же большинство немецких турок, согласно опросам, поддерживает именно Эрдогана, а не его критиков.
Из других значимых партий, которые пройдут в бундестаг, но которых Эрдоган не назвал в качестве врагов Турции, ни одна не является для большинства избирателей-турок достаточно привлекательной – ни антииммигрантская и антимусульманская «Альтернатива для Германии» (АдГ). Ни чистые либералы из Свободной демократической партии (СвДП). Ни Левая партия, ряд ведущих политиков которой часто критикуют Эрдогана за авторитаризм, жесткие методы подавления оппозиции и нацменьшинств, а также по другим вопросам. Фактически, его призыв «не поддерживать партии, которые ведут себя «неправильно» и «настроены антиисламски», относится и к этим партиям тоже.
По сути, Эрдоган остановился в шаге от того, чтобы призвать немецких турок создать по примеру своих соплеменников в Нидерландах собственную, построенную на конфессиональном и этническом принципе политическую партию. На последних выборах в Нидерландах значительная часть местных турок и прибившихся к ним арабов и берберов – бывший электорат голландских социал-демократов — проголосовали за вновь созданную партию DENK, которая впервые прошла в парламент с заявленной целью отстаивать интересы и идентичность этнических меньшинств, чтобы заставить голландское большинство принимать их такими, как они есть – со всеми противоречащими европейской культуре обычаями и традициями. Царьград предупреждал тогда, что на очереди – Германия и другие европейские страны, где процветают диаспоры.
Немецкий политикум в шоке
До Эрдогана никто и никогда не позволял себе такого вмешательства во внутренние дела ведущей страны Евросоюза, что прямо и признал ее министр иностранных дел Зигмар Габриэль (СДПГ) – это беспрецедентно. Габриэль призвал граждан ФРГ «противостоять этому единственному в своем роде акту вмешательства в суверенитет страны».
Действительно, представьте себе, если бы Владимир Путин обратился к многочисленным обосновавшимся в Германии выходцам из России и сказал им, за кого не надо голосовать. Да еще с намеком на то, что пора бы уже самим брать свою судьбу в собственные руки…
*
Поэтому даже обычно очень осторожная канцлер ФРГ Ангела Меркель дала на этот раз турецкому президенту резкую отповедь: «Мы не позволим никому, в том числе и президенту Эрдогану, вмешиваться в свободный выбор наших граждан, в том числе немецких граждан турецкого происхождения». Отчасти, видимо, потому, что демарш Эрдогана вызвало ее заявление о невозможности продолжать переговоры между ЕС и Турцией о создании Таможенного союза.
Эрдоган разбушевался
Решив не связываться с женщиной, Эрдоган обрушился в ответ на ее министра иностранных дел, что еще раз показывает, что он очень хочет поссорить немецких турок с немецкими социал-демократами.
«Он ничего не понимает. Кто ты такой, чтобы разговаривать с президентом Турецкой Республики? Разговаривай с главой МИД Турции. Знай свое место, не надо читать нам нотации», — заявил Эрдоган.
«Как давно ты в политике? Сколько тебе лет?»,- продолжал унижать Габриэля турецкий президент. Получалась настоящая вариация на тему: «Пред ком стоишь? Ты ндраву моему не препятствуй»!

Стремительное ухудшение отношений между разворачивающейся на восток Турцией и Германией, Евросоюзом в целом, принимает необратимый характер. Переговоры о вступлении в ЕС зашли в полный тупик и пока не прекращены Анкарой только потому, чтобы иметь лишнюю возможность шантажировать ЕС. Турецкие власти подозревают ЕС в целом и Германию, в частности, в поддержке провалившегося госпереворота в стране. Их возмущает, что европейцы благоволят курдам и армянам, сохраняют с Турцией визовой режим, постоянно лезут со своими поучениями и непрошенными советами.
Незавидные перспективы
Действительно, Евросоюз критикует Анкару за массовые аресты оппозиционеров, подавление курдов, нарушения «прав человека» в целом. Все больше стран — относительно недавно и Германия — официально признали Турцию виновной в геноциде армян и других нацменьшинств в период Первой мировой войны, что вызывает дикую злобу в Анкаре. В том числе потому, что в сегодняшнем мире такого рода обвинения обычно предваряют выдвижение финансовых претензий. И хотя факт геноцида армян невозможно отрицать, в ту далекую эпоху никто не был ангелом. Масштабы взаимной резни, конечно, несопоставимы, но тем не менее.
Раздрай зашел настолько далеко, что Германия объявила недавно о введении против Турции экономических санкций. Складывается впечатление, что даже уход Эрдогана, который однажды случится, ведь люди смертны, уже станет гарантией того, что отношения между Анкарой и Берлином вернутся на круги своя. Поскольку режим Эрдогана держится не на нем одном, а национальные интересы Турции реально противоречат интеграции с ЕС. Эта бывшая великая империя слишком самобытна для этого.
Прецедент на будущее
В этой ситуации появление в ФРГ по примеру Нидерландов турецкой партии — вопрос самого ближайшего будущего. Немецкие кабинеты министров носят коалиционный характер. Поэтому когда через какое-то время турецкая партия преодолеет 5-процентный барьер (что с учетом огромной диаспоры не представляет большого труда), она вполне может оказаться «делателем королей». То есть влиять на политические процессы в стране намного сильнее, чем могло бы вытекать из численности турецкой общины.
И это судьба не только Германии или Голландии, а всей Западной Европы. Благодаря демографии и постоянному притоку новых мигрантов там с каждым годом будут усиливаться позиции пришлого населения, а соответственно и государств, откуда прибыли эти люди в ту или иную европейскую страну. В общем, сентябрьские выборы Меркель выиграет. И то, что Эрдоган не дал ей «ярлык на княжение», ситуацию не изменит. Минус пара процентов голосов для ХДС/ХСС, которые рассчитывают примерно на 40% голосов избирателей, пока — не проблема. Но через пару лет эту проблему уже нельзя будет игнорировать. А что будет через пару десятков лет? Так далеко современные западные политики предпочитают не заглядывать.
А жаль.
Нет Комментариев