Через четыре года королеву, которой сейчас 91 год, заменит на троне, согласно источникам в Букингемском дворце, принц Чарльз, уже и так самый возрастной в истории страны принц Уэльский

Королева Великобритании Елизавета II через четыре года, в возрасте 95 лет, намерена отречься от престола в пользу своего старшего сына принца Уэльского Чарльза, которому сейчас 68 лет. Об этом дружно сообщают со ссылкой на источники в королевской семье британские, а за ними и мировые СМИ.

Достаточно рекордов. Елизавета II и так стала самым долгоправящим и возрастным монархом в истории страны, да и принц Чарльз уже неприлично долго засиделся в статусе принца Уэльского – с 1969 года. Даже долгое время бывший по этой части рекордсменом король Эдуард VII, который приходится родственником не только принцу Чарльзу, но и его супруге Камилле, герцогине Корнуольской, был наследником престола лишь до 59-летнего возраста. Королева Виктория, над империей которой не заходило солнце, оставалась на троне вплоть до своей кончины в возрасте 81 года. Причем незадолго до коронации ее преемник — будущий король Эдуард VII — чуть не умер от аппендицита, в связи с чем впервые в истории страны пришлось даже отложить коронацию…

Не должно быть никаких неожиданностей 

Чтобы избежать любых неожиданностей и неопределенностей, а также явно с учетом того, что британские короли из нынешней династии живут намного меньше, чем королевы, Елизавета II, видимо, и решила отправиться на покой. Тем более, что ее супруг, принц Филипп (96 лет), бабушкой которого была греческая королева Ольга, великая княжна из дома Романовых, уже прекратил в этом году — по состоянию здоровья и из-за преклонного возраста — исполнять связанные с его статусом обширные представительские обязанности. Королева без принца-консорта уже не вполне королева. И это тоже, вероятно, было принято в расчет. Впрочем, четыре года в жизни людей, которым перевалило за 90, — немалый срок. Поэтому до 95 лет еще надо дожить. 

Принц Чарльз, а не принц Уильям 

«Ее Величество помнит о своем возрасте и хочет убедиться, что, когда настанет время, передача короны пройдет без инцидентов», — сообщил источник в королевской семье газете «Дейли миррор». Другой источник подтвердил газете «Дейли мейл», что «подготовка к передаче (власти) идет полным ходом». Информатор на всякий случай уточнил, что в качестве преемника британского монарха рассматривается принц Чарльз, а не, скажем, его старший сын Уильям, герцог Кембриджский, занимающий второе место в престолонаследии после отца.

Елизавета
Британские СМИ утверждают: что «подготовка к передаче (власти) идет полным ходом». Фото: www.globallookpress.com

Данное уточнение потребовалось потому, что репутация принца Чарльза оказалась серьезно подмоченной из-за скандальных подробностей его личной жизни и главное — таинственной истории гибели его бывшей супруги леди Дианы, матери принца Уильяма. Многие в Англии и за ее пределами не сомневаются, что ее банально убили, чтобы избавиться от этого источника угрозы для британской монархии. В Британии поэтому не исключали, что следующим королем может стать молодой принц Уильям, а не его возрастной и не слишком популярный в народе отец. Но всему свое время. 

Почему это важно? 

Впрочем, официально в Букингемском дворце информацию о дате предстоящего отречения королевы пока не подтвердили, но и не опровергали. Однако «утечки» носят настолько всеобщий характер, что было просто невозможно предположить, что они не имеют под собой никакого основания.

Есть в этом, конечно, и медийные хитрости. Монархия – одна из самых явных и видимых скреп Британии и ее Содружества, как называется сейчас «ушедшая в подполье», но вовсе не исчезнувшая Британская империя. Подчиняющиеся британской короне генерал-губернаторы Австралии и Канады, например, могут, если потребуется, в любой момент сделать ее видимой снова. Но дело не только в этом.

Новости из королевской семьи являются мощным каналом эмоциональной привязанности британцев и даже некоторых их бывших подданных к Соединенному королевству. Красочные ритуалы и королевские пышности привлекают в Лондон миллионы туристов со всего мира. Институт монархии — это не только важнейший предохранитель власти от любых неожиданностей, но и колоссальный источник доходов для очень многих, в том числе СМИ, которые получили теперь обильную пищу для статей и репортажей на годы вперед.

Царствует, но не правит? 

Елизавета II взошла на престол 2 июня 1953 года. Она была свидетелем, участником и носителем самой секретной информации о всех событиях в стране и мире, происходивших с того времени по сей день. Поэтому не вполне верно, даже совсем неверно утверждение о том, что «королева царствует, но не правит», что она играет по преимуществу символическую роль, тогда как реальная власть находится в руках премьера.

Последнее утверждение еще более неверно. Причем не только применительно к премьерам последних десятилетий, когда они превратились в нечто среднее между менеджерами и официантами правящего класса, люди с настолько стертыми личностями, что их легко спутать друг с другом. Они отличались один от другого лишь степенью артистизма и способностью более умело играть роль премьера. Получивший от родителей талант артиста Тони Блэр был здесь, конечно, в недосягаемости.

король
Вести бескомпромиссную борьбу с Гитлером Черчиллю поручил Георг VI, отец нынешней королевы. Фото: www.globallookpress.com

Но даже неистовый и, казалось бы, неуправляемый Уинстон Черчилль не был исключением. Его телохранитель в течение 18 лет Уолтер Томпсон, который в годы Второй мировой войны был тенью британского премьера, вспоминал позднее, что никогда не видел своего босса более мрачным и пессимистичным, чем перед походом в королевский дворец 10 мая 1940 года, когда Георг VI, отец нынешней королевы, должен был назначить его премьер-министром после банкротства политического курса Невилла Чемберлена. Черчилль, на котором не было лица,  пожаловался Томпсону, что ему наверняка поручат грязную работу, связанную с капитуляцией Британии Гитлеру. Однако Томсон не узнал Черчилля, когда тот вернулся из королевского дворца. Тот сиял и был в состоянии эйфории. Даже во времена будущих побед Черчилль никогда не был таким счастливым, хотя ситуация на фронтах становилась изо дня в день все более угрожающей. Томсон не объясняет, в чем была причина этой метаморфозы, просто фиксирует ее. Объясним мы. Король, безусловно, сказал Черчиллю: капитуляции не будет, мы будем драться, мы рассчитываем на ваши бойцовские качества и связи с США, чтобы победить Гитлера. 

Империя «в подполье» 

Этот эпизод многое объясняет. Британией правит не публичная власть, а закулисная, в центре которой находится королевский двор, представители которого управляют как всепроникающим английским масонством, так и имеют рычаги контроля над Банком Англии.

Со времен » славной революции» 1688 года королевская власть является сердцевиной британского истеблишмента. Поэтому ее ни в малейшей степени не коснулись революции, финансировавшиеся во многом из Лондона, которые привели к уничтожению монархий в Китае, Турции, России, Австро-Венгрии и Германии – в крупнейших мировых империях своего времени. Из них осталась только одна – Британская, выступающая под видом Содружества. Для входящих в него стран британский монарх по-прежнему голова, даже если она появляется за плачами их лидеров только изредка, а генерал-губернаторы стараются не вмешиваться в ход дел на местах, если такого вмешательства не требуется. А чтобы осадить тех, кто слишком любопытствует на этот счет, всегда можно сказать: полноте, Нормандские острова (Гернси и Джерси) к югу от Англии и остров Мэн между Англией и Ирландией – вот и все «коронные земли», больше британский монарх ничем не управляет.

Как бы ни так!