С началом нашего века все более появляется ощущение необходимости выбора пути империи. Империи как освобождения от столетнего интеллектуального и духовного наваждения революционной смуты

Империя как вершина государственности была исторической наградой русской нации за жертвенность в своем многовековом существовании, в развитии духовных сил и государственных дарований.

Государства — малые и средние — не способны к самостоятельности, к независимому существованию в политике, и великие государства всегда навязывают им свою волю. Самостоятельность — привилегия сильного и смелого. Стать независимым, развить до имперских масштабов свои силы — это подвиг, на который немногие решаются, и еще меньше тех, кто достигает такой цели. Необходимо больше ценить и глубже осознавать призвание России к мировой деятельности и не стремиться к успокоенности и беспечному существованию.

Сегодня в нации воскресает осознание своей исключительной, самобытной мировой роли России как альтернативного пути и Западу, и Востоку.

На самом деле мир не делится так просто и симметрично на Восток и Запад. Между ними есть еще один самостоятельный мир — мир православный, серединный. И нет нужды искать идеалы, шатаясь из крайности европейского западничества в крайность евразийского восточничества. Наш Русский мир в равной степени потеряет свое силовое и духовное равновесие — и если присоединится к Европе, и если уйдет на Восток.

Также мы должны быть близки и одновременно далеки и от католическо-протестантского Запада, и от мусульманско-языческого Востока. Это даст нам возможность маневра в отношении конкретно-политических решений. Необходимо в равной мере опасаться как сильной интеграции в структуры Запада и Востока, так и полной отдаленности. Все должно мериться государственной и национальной целесообразностью для той или иной степени вовлеченности или отчужденности.

Мы — мир срединный, православный, самостоятельный, со своей исторической традицией и преемственностью от римских кесарей и византийских басилевсов. Присутствие православной силы в мире удерживает этот мир от сваливания в кровавый хаос или диктат всемирного завоевателя над всеми остальными. Православная империя (будь то римская, византийская или русская) выполняла на протяжении нескольких тысяч лет одну и ту же функцию в этом мире — функцию удерживающего, будучи гарантом, что притязания любого агрессора, возомнившего себя властителем мира, рано или поздно обратятся в исторический прах, обретя уготованный им свыше законный исход.

Крестоносные православные империи были охранителями мира и спокойствия. Всю нашу историю Срединный мир сдерживал как завоевательные стремления Запада на Восток — всевозможных варваров раннего Средневековья, католические крестовые походы, польские и шведские (Карл XII) устремления, французские (Наполеон) и немецкие нашествия (Вильгельм и Гитлер), — так и, быть может, еще более сильные движения Востока на Запад, начиная всевозможными кочевниками — готами, гуннами, арабами, хазарами, половцами, монголами, турками — и заканчивая неудавшимися попытками японского милитаризма в XX веке.

Западничество и евразийство есть поэтому уход от сложной проблемы национального самосознания и уход в рассуждения о том, к кому мы ближе и с кем нам быть. Здесь не решается вопрос, кто мы, к чему мы призваны. Здесь шатание из одной западной крайности ухода от русскости в другую восточную, евразийскую. Уход от разрешения этих вопросов облегчает построение внутри историко-политических идеологий западничества и евразийства, но он не отвечает на внутринациональные запросы самосознания и не способен укрепить русскую государственность.

Здесь есть над чем подумать.