Президент США Дональд Трамп назначает послом в Москву эксперта по КНР: отношения с Россией для Трампа не очень важны — все равно ему ничего не дадут сделать, но из Москвы можно работать против Китая
Президент США Дональд Трамп выдвинул экс-губернатора штата Юта Джона Хантсмана на пост посла в Москве, сообщила во вторник, 18 июля, пресс-служба Белого дома.
Об этом назначении говорили как о более чем вероятном уже давно, и вот оно состоялось. Назначение послов — исключительно прерогатива президента. Их выбор свидетельствует о многом, и на многое открывает глаза. В том числе на мотивы, которыми руководствуется при их назначении президент.
Хорошо известно, что Трамп недолюбливает бюрократов и чиновников, предпочитает бизнесменов, особенно успешных, так как они уже реально доказали, что умеют делать дела. Хантсман — один из них, причем хорошо зарекомендовавший себя и на бюрократическом поприще.
Кроме того, нынешний президент США убежден, и он неоднократно публично заявлял, что послы должны «любить» страну, в которой они представляют США, независимо от политики Вашингтона в отношении этих стран.
Хантсман не знает Россию, но хорошо знает Китай
И вот тут нас ожидает большая неожиданность: Хантсман «любит» не Россию, а Китай. Он является крупным специалистом и экспертом по «китайскому миру» — жил и работал на Тайване, в Сингапуре, КНР. Поэтому чтобы одновременно «полюбить» Россию на новом посту, ему потребуется очень большое сердце. Но он едва ли переживает на этот счет, так как оно ему на самом деле вряд ли потребуется.
Дело в том, что на российском направлении Трамп связан по рукам и ногам — «поладить» и начать сотрудничать с Россией, играющей в США удобную для истеблишмента роль «политического дьявола», ему не дадут. И будут всячески мешать Европе нормально сотрудничать с Россией.
Что остается Москве в этих условиях? Только одно — всячески развивать отношения с Китаем, реальный союз между которыми сделает эти великие страны-соседи, особенно Китай, неуязвимыми для американских интриг.
Вот тут-то и будет востребован представляющий США в России облеченный максимальными полномочиями специалист по Китаю — как сделать так, чтобы этого не произошло.
Кстати, факт того, что разговоры о назначении Хантсмана новым американским послом в Москве ведутся давно, косвенно свидетельствует о том, что Трамп никогда не заблуждался, что ему на самом деле удастся «поладить» с Россией. Он лишь использовал эту «угрозу» в своих внутриполитических целях и в интересах укрепления военной мощи США, ослабленной предыдущей администрацией. Если бы Трамп был уверен, что с Москвой удастся наладить хорошие отношения, он послал бы в Россию совершенно другого посла.

Вот и получается, что Хантсман, скорее всего, едет в Москву, чтобы внимательно следить за Пекином, оперативно отслеживать проблематику российско-китайского сотрудничества. Точно так же американский посол в Киеве, специалист по России, отлично владеющая русским языком Мари Йованович смотрит оттуда за Россией, и благодаря этому способна оценить и посмотреть на ситуацию в стране пребывания в более широком контексте…
Кто вы, мистер Хантсман?
57-летний Хантсман — сын миллиардера Джона Хантсмана-старшего, основателя крупной компании Huntsman Corporation, производителя и поставщика химической продукции, красок, стройматериалов. В ней работают около 15 тысяч сотрудников в 24 странах мира, в том числе в России. Доход компании в минувшем году составил около 10 миллиардов долларов. Любопытно, что по отцовской линии посол Хантсман является прапраправнуком одного из основателей церкви мормонов. В XIX веке у ее членов в США была плохая репутация, так как они практиковали многоженство. Сыгравший огромную роль в развитии этой деноминации Бригам Янг был женат на 55 женщинах и имел 57 детей. Кстати, неофициально многоженство существует у мормонов и сегодня, но теперь они — прежде всего благодаря своему богатству — обрели респектабельность…
Однако у Хантсмана-младшего, имеющего семерых детей, вполне достаточно и собственных достижений. В 2016 году журнал Forbes оценил его состояние в 1 миллиард долларов. Рок-музыкант, активист скаутского движения, два года отслуживший в миссии мормонов на Тайване, где прекрасно выучил китайский язык. Окончил Пенсильванский университет со степенью бакалавра по международной политике. В 1989-1990 годах Хантсман занимал должность заместителя помощника государственного секретаря в Департаменте международной торговли. Затем курировал вопросы развития торговли со странами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В 1992-1993 годах — посол США в Сингапуре. В 2005-2009 годах — губернатор мормонского штата Юта, где оставил по себе прекрасную память как опытный и искусный администратор — экономика при нем процветала. В 2009-2011 годах — посол США в Китае. Был одним из кандидатов от Республиканской партии на пост президента США в 2012 году.

Газета The Salt Lake Tribune напоминает в этой связи, что в своих предвыборных речах Хантсман выражал тогда скептическое отношение к нашей стране. Он критиковал заявленную президентом Бараком Обамой политику «перезагрузки» отношений с Россией, считая, что в итоге она предстанет перед Америкой в образе «потемкинской деревни, где мы будем притворяться, что Кремль для нас больше партнер, чем на самом деле, что в России больше демократии, чем на самом деле, что там уважают права человека больше, чем на самом деле, и что эта страна меньше угрожает своим соседям, чем на самом деле». Издание утверждает, что Хантсман сохранил скептицизм в отношении России и сейчас, что, безусловно, поможет ему при утверждении Сенатом его назначения послом в Москву.
Железная логика
Итак, что будет означать присылка в Москву амбициозного человека, отлично разбирающегося в вопросах экономики, торговли и всех нюансах американо-китайских отношений, опытного бизнесмена и управленца с задатками проповедника, имеющего тесные связи в американском истеблишменте? Да еще и профессионального проповедника, любящего высказываться о правах человека?
Может быть, было бы лучше послать в Москву специалиста по России, с академическим образованием, которых более чем достаточно в США? Или просто какого-нибудь крупного и опытного бизнесмена, далекого от политики, но открывающего ногой двери в высоких кабинетах в Вашингтоне?
Для американской дипломатии и тот, и другой вариант являются общим местом. У каждого из них есть свои преимущества: у послов-бизнесменов прекрасные связи с истеблишментом, они не зашорены, не так боятся проколов, как карьерные дипломаты, чаще идут на риск, им легче принимать решения.
Есть свои преимущества и у послов-дипломатов. Как правило, они намного лучше знают страну пребывания, более осторожны. Как видим, в случае с Хантсманом плюсы обоих вариантов почти полностью совпадают. Он и магнат-бизнесмен, и видный управленец, и опытный дипломат. Отсутствует только одно — знание страны, китайский язык в Москве, на первый взгляд, будет не слишком востребован. Но, как уже отмечалось, это только на первый взгляд.
Если предположить, что в отношениях между Россией и США удастся избежать худшего, то единственными сферами, где возможно ограниченное сотрудничество, являются экономика и борьба с терроризмом. Последнее интересно США только в том случае, если речь идет о борьбе с террористическими группировками, вышедшими у них из-под контроля, или которые отработали ставившиеся перед ними задачи и должны уйти.
Поэтому перед Хантсманом будут стоять прежде всего две задачи: наладить ограниченное экономическое сотрудничество в условиях сохранения антироссийских санкций и мешать активизации отношений в экономической и политической сферах между Россией и Китаем. Как мормона, его, наверное, будет интересовать и религиозная тема, особенно положение в России различных сект. Классической страной сект являются сами США, где каждый гражданин с первых дней их истории имел право толковать Библию по своему разумению, а многие будущие американцы и перебрались туда, чтобы избежать религиозных гонений в Европе.
Главная задача
Но главное, конечно, не это. Правящие круги США прекрасно понимают, что при продолжении противостояния с Россией та будет естественным образом склоняться в сторону КНР, главного геополитического, экономического и торгового конкурента и соперника США. Во все большей степени и военного. Особенно США Трампа.
Прочный союз Москвы и Пекина, который станет несокрушимым благодаря армии, интеллекту и несметным природным ресурсам России, экономической и демографической мощи Китая, как очень бы хотели в Вашингтоне, не должен сложиться. Это, видимо, и будет главной задачей нового посла США в Москве. Когда англосаксы кого-то «любят», то это вовсе не значит, что им желают добра.
Нет Комментариев