7 июля (26 июня) 1770 года русская эскадра во главе с графом Алексеем Орловым и адмиралом Григорием Спиридовым уничтожила турецкий флот в Чесменском морском сражении
Чесменское морское сражение является одной из самых известных и выдающихся побед в истории русского военно-морского флота.
Битва, закончившаяся полным разгромом османской эскадры Гассан-бея, произошла 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года в районе современного города Чешме на западе Турции.
Россия рвется к Черному морю
Чесменскому бою предшествовал славный переход русской эскадры во главе с фаворитом императрицы Екатерины II — графом Алексеем Орловым — из Кронштадта через Атлантику к далёким берегам Греции, который начался в июле 1769 года. На тот момент у России ещё не было Черноморского флота. Всё черноморское побережье контролировалось Османской империей и полностью зависимым от неё Крымским ханством. Императрица Екатерина стремилась осуществить то, что в силу различных обстоятельств не удалось её предшественникам — русскому императору Петру Великому, его племяннице Анне Иоанновне и дочери Елизавете Петровне, — выйти к Чёрному морю.
Случай для этого представился в 1768 году, когда Османская Порта, воспользовавшись сложностями, которые испытывала в это время Россия в Польше, объявила войну. Поводом для начала военных действий стал набег повстанцев-гайдамаков во главе с сотником Шило на турецкое поселение Балта, расположенное на правом берегу реки Кодыма (приток Южного Буга) по соседству с польским местечком Юзефград (ныне это часть города Балта на севере Одесской области). Мстя за убийства православных, Шило разорил Балту и Дубоссары. Вину за это турецкий султан возложил на Россию, несмотря на то, что русские войска активно способствовали подавлению выступления гайдамаков. Под давлением Франции и Австрии, желавших ослабления как Османской империи, так и России, Порта объявила Петербургу войну.

Далёкий поход к греческим берегам
Несмотря на успешные действия русской армии в Молдавии и Валахии, Россия предприняла попытку также поднять против турок народы Балкан, дабы ускорить поражение Стамбула. С этой целью в июле 1769 года из Кронштадта в Средиземное море отправилась русская эскадра в составе семи линейных кораблей (68-пушечный «Ростислав», 66-пушечные «Европа», «Иануарий», «Северный Орёл», «Святой Евстафий», «Трёх Иерархов», «Трёх Святителей»), 36-пушечного фрегата «Надежда Благополучия», бомбардирского корабля «Гром» и нескольких вспомогательных судов — пинков и пакетботов. Командовал эскадрой адмирал Григорий Спиридов. Общее командование экспедицией осуществлял граф Алексей Орлов.
В начале 1770 года русская эскадра прибыла к греческому полуострову Пелопоннес (Морея) и высадила там десанты, которые вместе с греческими и албанскими повстанцами нанесли туркам ряд поражений. В частности, 10 (21) апреля 1770 года после непродолжительной осады русский десант во главе с сыном «арапа Петра Великого» и двоюродным дедом Александра Сергеевича Пушкина Абрамом Петровичем Ганнибалом овладел турецкой крепостью Наварин в районе античного города Пилоса (впоследствии данное место стало известно ещё одной славной победой русского флота над турками, одержанной в 1827 году).
Вместе с тем для продолжения активных действий на Пелопоннесе русских сил явно не хватало, а слабо организованные и плохо вооруженные греческие повстанцы без русской помощи терпели поражение за поражением и быстро обращались в бегство при натиске турецких сил.
В итоге после ряда неудач Орлов сжег крепость Наварин и вывел флот в море. В это время греческих берегов достигла вторая русская эскадра (три линейных корабля: 84-пушечный «Святослав» и 66-пушечные «Не тронь меня» и «Саратов», два 32-пушечных фрегата «Надежда» и «Африка, несколько вспомогательных судов) во главе с перешедшим на русскую службу англичанином Джоном Эльфинстоном, которая вышла из Кронштадта через три месяца после первой эскадры Орлова и Спиридова. Эльфинстон обнаружил подошедший к берегам Пелопоннеса турецкий флот Гассан-бея и смело атаковал его, вынудив османов укрыться в бухте Нафплиона. Однако ввиду абсолютного превосходства противника, имевшего 10 линейных кораблей, два фрегата, семь вспомогательных судов, да ещё и прикрытого береговыми батареями, Эльфинстон решил не блокировать его и соединиться с эскадрой Спиридова, что и произошло 22 мая (2 июня) 1770 года. Однако промедление привело к тому, что турецкий флот ускользнул из Нафплиона. Настигнуть его объединённой русской эскадре во главе с Орловым удалось только спустя месяц в проливе, разделяющем греческий остров Хиос и турецкую Малую Азию.
Подвиг «Святого Евстафия»
24 июня (5 июля) в Хиосском проливе разгорелся бой между русской эскадрой Орлова и Спиридова и турецкой Гассан-бея. Несмотря на более чем двукратное превосходство со стороны противника, русские корабли смело и решительно вступили в бой. Шедший во главе кильватерной колонны линейный корабль «Святой Евстафий», на котором держал свой флаг Спиридова, под ураганным обстрелом со стороны противника и звуки оркестра, получившего приказ адмирала «играть до последнего», приблизился почти вплотную к 80-пушечному турецкому флагману «Реал-Мустафа» и с дистанции 50 метров открыл по нему огонь, а затем взял на абордаж.
«Все корабли с великой храбростью атаковали неприятеля, все с великим тщанием исполняли свою должность, — писал в донесении императрице Алексей Орлов, — но корабль адмиральский “Евстафий” превзошёл все прочие. Англичане, французы, венецианцы и мальтийцы, живые свидетели всем действиям, признались, что они тогда не представляли себе, чтоб можно было атаковать неприятеля с таким терпением и неустрашимостью».
В ходе боя на палубе турецкого корабля русские моряки одержали победу и захватили неприятельское знамя. Самого Гассан-бея захватить не удалось. Хитрый турецкий адмирал во время абордажного боя выбросился за борт корабля и был подобран одной из своих шлюпок.
Внезапно возникший на «Реал-Мустафе» пожар быстро перекинулся на «Святого Евстафия», вследствие чего оба корабля взорвались. Адмиралу Спиридову, командиру «Святого Евстафия» Александру Крузу и еще нескольким десяткам членов команды корабля чудом удалось спастись. Это была первая серьезная боевая потеря русской эскадры.
Между тем после гибели «Реал-Мустафы» турецкий флот потерял управление, и корабли начали отходить в расположенную неподалеку от места сражения Чесменскую бухту.

Разгром турецкого флота
На состоявшемся на следующий день военном совете Орлов принял план Спиридова по уничтожению турецкой эскадры в Чесменской бухте. С учетом того, что бухта была довольно узкой, и корабли противника в ней стояли довольно скученно, решено было уничтожить их при помощи неожиданной артиллерийский атаки и четырех кораблей-брандеров, начиненных взрывчатыми веществами.
В ночь с 25 на 26 июня (с 6 на 7 июля) 1770 года русские корабли скрытно вошли в Чесменскую бухту и неожиданно атаковали неприятеля. Под прикрытием линейных кораблей к вражеской эскадре двинулись брандеры. Однако лишь одному из брандеров, которым командовал лейтенант Дмитрий Ильин, удалось подойти вплотную к 84-пушечному турецкому кораблю и поджечь его. Последовал мощный взрыв, пожар от которого распространился на стоявшие почти вплотную друг к другу турецкие корабли.
К утру 26 июня (7 июля) турецкий флот в Чесменской бухте прекратил свое существование. Было уничтожено 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, большое количество вспомогательных судов. Погибли от 7 до 10 тысяч турецких моряков. Русские потери в ходе сражения в Чесменской бухте составили 3 человека убитыми и 9 человек ранеными. Были захвачены чудом уцелевшие турецкий линейный корабль «Родос» и пять галер.
Все участники Чесменского сражения были награждены по личному распоряжению императрицы Екатерины II. Специально для победителей были отлиты серебряные медали с профилем государыни и надписью «БЫЛЪ». Граф Алексей Орлов получил в награду орден Святого Георгия I степени и право называться «Орловым-Чесменским».
Высоких наград были удостоены и другие герои сражения – Григорий Спиридов, Самуил Грейг, Александр Круз, Дмитрий Ильин. В честь победы при Чесме были построены памятный обелиск в Гатчине, колонна в Царском Селе и дворец в Санкт-Петербурге. Почетное название «Чесма» впоследствии носил целый ряд кораблей Русского императорского флота.

С 2012 года, в соответствии с указом Президента России Владимира Путина, в честь победы русского флота в Чесменском морском сражении 7 июля является Днем воинской славы.
Черное море вновь стало Русским морем
В результате выдающейся победы в Чесменском морском сражении русский флот получил возможность полностью контролировать Эгейское море, а также блокировал стратегически важный для Османской империи пролив Дарданеллы. Постоянное присутствие у греческих и малоазийских берегов русской эскадры, которое продолжалось вплоть до заключения в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мирного договора, отвлекало на себя значительную часть турецких сил, которые могли быть использованы в сражениях на Дунае или в Крыму.
Главным итогом русско-турецкой войны 1768-1774 года стало завоевание Россией выхода к Чёрному морю, которое стало возможно во многом благодаря действиям эскадры Орлова и Спиридова в Эгейском и Средиземном морях. Получившее по итогам Кючук-Кайнарджийского мира независимость Крымское ханство в 1783 году официально прекратило свое существование, а Крым был присоединен к России. Именно тогда русским адмиралом, героем Чесменского сражения (командовал линейным кораблем «Европа», одним из первых вступившим в бой с неприятелем) Федотом Клокачевым был заложен Черноморский флот, ставший гордостью и славой государства Российского.
Нет Комментариев