В пятницу вечером на 88-м году жизни умер экс-канцлер ФРГ Гельмут Коль — возможно, самый успешный лидерГермании XX века. Он родился в 1930 году, взрослея в годы Второй мировой войны и последовавшего за тем раздела страны на ФРГ и ГДР. Кто мог тогда знать, что скромный юноша из Людвигсхафена-на-Рейне станет именно тем, кто треть века спустя сможет объединить разделённых немцев.

В 1982 году Коль стал федеральным канцлером и пробыл на этом посту до 1998-го Фото: EAST NEWS

В 1982 году Коль стал федеральным канцлером и пробыл на этом посту до 1998-гоФото: EAST NEWS

Коль окончил престижный Гейдельбергский университет, но, кроме философии и политических наук, прекрасно разбирался в химической промышленности и инженерном деле. Сделал блестящую карьеру в партии «Христианско-демократический союз» (ХДС), был премьер-министром земли Рейнланд Пфальц.

Коль привёл во власть нынешнего канцлера Ангелу Меркель, которая отплатила патрону чёрной неблагодарностью Фото: EAST NEWS

Коль привёл во власть нынешнего канцлера Ангелу Меркель, которая отплатила патрону чёрной неблагодарностьюФото: EAST NEWS

В 1982 году Коль стал федеральным канцлером и пробыл на этом посту до 1998-го. При нём Германия смогла преодолеть экономический кризис рубежа десятилетий, превратиться в настоящий локомотив евроинтеграции и, самое главное, наконец-то объединиться с ГДР — причём на условиях Запада, а не Востока. Конечно, это событие было бы невозможно без активной поддержки Москвы — и Коль очень дорожил «особыми» отношениями с советскими и российскими лидерами. «ГДР досталась нам по цене бутерброда. Запроси Горбачёв 50 миллиардов марок, мы бы их выделили», — вспоминал экс-канцлер в мемуарах.

Коль очень дорожил «особыми» отношениями с советскими и российскими лидерам Фото: EAST NEWS

Коль очень дорожил «особыми» отношениями с советскими и российскими лидерамФото: EAST NEWS

А первый президент РФ Борис Ельцин называл его «другом Гельмутом», решая с немецким гостем вопросы международной политики «под баньку и водочку»… Кстати, именно Коль привёл во власть нынешнего канцлера Ангелу Меркель, которая отплатила патрону чёрной неблагодарностью, выкинув его из собственной партии ХДС. Впрочем, это уже другая история. А Коль останется в памяти российского и немецкого народов как выдающийся политик, при котором наши партнёрские отношения выстраивались без оглядки на «третьего лишнего» в лице Вашингтона или Брюсселя.

Любитель русской бани и водки

У Гельмута Коля и Бориса Ельцина были очень неформальные, дружеские отношения. Как вспоминал в интервью “Союзному вече” личный телохранитель Ельцина Александр Коржаков, Коль очень любил париться в бане. Однажды во время поездки на Байкал Колю предложили после сауны окунуться в озере. Вода четыре градуса. Ельцин думал, Коль не рискнет. Нет, спокойно бултыхнулся, вылез, как огурчик, — рассказывал Коржаков.

Со спиртным Гельмут Коль “расправлялся” тоже по-русски. Бывший охранник описывает такой случай: на банкете во Дворце съездов собрались лидеры ведущих европейских стран. Ельцин решил “подковырнуть”, как выражается Коржаков, Гельмута Коля.

Наливает полный фужер – 250 граммов – водки и протягивает Колю: «Пей давай», — описывает ситуацию экс-телохранитель. — Коль берет фужер и спокойными глотками, не отрываясь, выпивает до дна. И хоть бы окосел чуть-чуть!

По словам Коржакова, Коль был “здоровый, 160 килограммов”.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

— Коля по сей день очень уважают наши соотечественники: при нём вФРГ переселилось более 3 млн немцев из бывшего СССР, — говорит кандидат политических наук, германист Александр Лапин. — Однако личность эта весьма противоречива. Конечно, падение Берлинской стены и объединение искусственно разделённой нации — великоедело. Однако «оззи», восточные немцы, относятся к Колю плохо: после поглощения бывшей ГДР там были развалены социальная сфера и промышленность. При Коле начались и «первые ласточки» неконтролируемой миграции, и первые погромы общежитий с мигрантами. Поэтому многие восточные немцы считают, что лучше бы Берлинская стенаосталась целой. А Россия от своей роли в объединении Германии преимуществ не получила: НАТО всё равно расширилось на Восток, а Берлин никаких экономических преференций нам не предоставил.

Источник