Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) Наталья Комарова в беседе с заместителем главного редактора телеканала Царьград Юрием Пронько на полях Петербургского международного экономического форума поделилась секретами развития одного из ведущих регионов страны

С 1 по 3 июня 2017 года в имперской столице России проходит 21-й по счету Санкт-Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2017), который является беспрецедентным как для российской, так и для мировой экономики. В форуме принимает участие более 8000 человек из 62 стран мира, представители более 640 российских и свыше 500 иностранных компаний.

Одной из ключевых тем форума стал поиск путей развития российской экономики и вывода ее из кризиса. Соображения по этому вопросу высказали политики, ведущие эксперты-экономисты, представители бизнеса.

Своим мнением по вопросам социально-экономического развития с телеканалом Царьград поделилась губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ХМАО) Наталья Комарова. Представляем запись ее беседы с заместителем главного редактора Царьграда Юрием Пронько.

— Принято считать, что Югра — это особый регион, очень богатый, состоявшийся, там находится кладезь земли русской. А на самом деле, какие проблемы сейчас испытывает регион, который по достоинству считается одним из ведущих в стране?

 Действительно, Югра — особый регион. И я полагаю, что это не преувеличение. Потому что не каждый из регионов Российской Федерации имеет такие характеристики экономического развития, социального самочувствия.

В то же время есть очень много вопросов. И я бы не называла это проблемами, это задачи, вопросы каждого дня, каждой минуты, которые требуется людям решать. Поскольку здесь очень активная предпринимательская среда, безусловно, чрезвычайно важны те решения, которые создают условия для благоприятного развития предпринимательской активности.

В регионе нас не так уж мало — 1,6 миллионов, требуется решать вопросы, которые создают условия для соответствующего качества жизни людей. Это большой блок задач, каждая из которых требует разрешения. И уровень доходов населения, и занятость населения, и соответствующий уровень образования, здравоохранения, культуры, безопасности, что крайне важно. Всеми этими вопросами занимаемся и мы в регионе.

Подчеркну одну деталь, то, о чем я говорю, это задача не только органов власти, правительства автономного округа, муниципальных образований, но и всего народонаселения. Мы очень активно продвигаем создание условий для того, чтобы люди реально управляли своей жизнью, своим муниципалитетом и своим регионом.

— А в чем это заключается? Вы даете больше полномочий местному самоуправлению?

— Да, местному самоуправлению, но в большей степени все-таки общественным объединениям, некоммерческим организациям. Создаем условия для развития гражданского общества. Вовлечение людей в постановку задачи, поиск способов решения, и непосредственное решение. Это крайне эффективная вещь и это то, что требуется в начале каждого нового проекта. Затем, когда это станет уже взаимной потребностью людей и власти, то будет приносить уже совершенно другие эффекты. И в регионе простой человек, задолго до всего, например, сказал следующее: «Наталья Владимировна, бюджет всегда напряженный, всегда надо искать возможности, чтобы он был такой, как нам хочется, всегда не хватает ресурсов на все то, что хочется. Давайте мы будем выполнять услуги, государственные, муниципальные, некоммерческие организации, бесплатно. Вы нам отдайте только, что называется, базу, и поручите это делать. И мы будем это делать». Люди сами инициируют. И поэтому я просто культивирую этот кусок нашей жизни.

Н.Комарова
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова. Фото: Петр Ковалев/фотохост-агентство ТАСС

— Кроме системы бюджета, это, пожалуй, самый болезненный вопрос среди ваших коллег. Но опять-таки подчеркну, у вас регион особый. Межбюджетные отношения достаточно сложные. А если смотреть из Москвы, то складывается впечатление: федеральный центр вам, регионам, отдает очень большое количество полномочий, но финансово не всегда их обеспечивает. Минфин пытается постоянно дискутировать тему перераспределения фискальной нагрузки среди хозяйствующих субъектов и, собственно, по межбюджету. На ваш взгляд, вот сейчас оптимальная форма взаимодействия, именно в финансовой, бюджетной сфере?

— Нет, конечно. И более того, мне кажется, что очень трудно добиться этого эффекта оптимальности в этой системе координат. Я полагаю, что здесь единственным решением, которое приведет к заметному эффекту, будет не постоянное перераспределение полномочий между уровнями власти. Самое перспективное направление — это передача полномочий обществу. И, таким образом, высвобождение бюджетных ресурсов для выполнения реальных государственных задач.

— Иначе не достичь.

— А иначе баланс с минусом. И не важно, за кем полномочия закреплены.

Еще один вопрос. Сейчас очень активно на президентском уровне дискутируется вопрос о стратегическом развитии российской экономики на ближайшую перспективу. Буквально на днях президент собирал экспертов. В общем-то, пока не принято никакого решения.

— Это сложно.

— Это сложно. А вот с точки зрения региона, есть ли, например, у Вашего автономного округа стратегия, стратегический план развития на пять, десять, пятнадцать лет?

— Мы в 2013 году приняли и утвердили этот стратегический документ по социально-экономическому развитию нашего региона до 2020 года и на период до 2030 года. Сейчас мы закончили работу по ее плановой корректировке. Во-первых, за это время появилось федеральное законодательство о стратегическом планировании. Во-вторых, сформулированы федеральные стандарты и задачи, целевые показатели. И основываясь на этих требованиях, мы откорректировали план. Плюс, в течение с 2013 года по 2016-й произошли очень важные события планетарного значения в этой сфере. И утверждая этот стратегический документ, мы запланировали 2016 год для его корректировки.

В точку попали.

— Да. И это оказалось действительно необходимо. Значит, неплохо мы составили документ, по крайней мере, его основу, которая абсолютно соответствует вызовам и потребностям времени. Поэтому у нас есть этот базовый документ, плюс мы имеем государственные и муниципальные программы. Практически весь бюджет мы расходуем только в соответствии с государственными программами. И они у нас рассчитаны были с 2014 года по 2025-й.

— Но Вы говорите, в регионе это возможно, а на федеральном уровне это сложно. А в чем тогда сложность? У Вас же сложный регион.

— Это тоже сложно и ответственно. Понимаете, принять решение — это большая работа. Есть очень много предложений, в данном случае официально несколько документов разрабатывается.

— Правительство, Кудрин, Титов…

— Да… Не говоря о том, что каждый регион пытается стратегически сформулировать все задачи и возможность их реализации. Здесь вопрос состоит в том, чтобы остановиться на тех решениях, которые действительно приведут к задуманному эффекту. И зная нашего президента, хочу заметить, что Владимир Владимирович из тех людей, которые способны принимать решения. И я абсолютно уверена, что такое решение будет принято. Нужно просто время, чтобы оно дозрело, дошло до той стадии и кондиции, которая позволит ему взять на себя такую громадную ответственность.

— То есть фактически речь идет о личной ответственности главы государства.

— По сути, так. Поэтому я понимаю, что происходит.