Для этого глава военного ведомства фон дер Ляйен хочет сменить названия военных казарм, носящих имена немецких военных эпохи Второй мировой войны, и не только

Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен решила окончательно избавить современную немецкую армию от традиций вермахта, люфтваффе и кригсмарине периода Второй мировой войны.

Эта мать семерых детей, занимавшая до 2013 года в правительстве ФРГ посты министров по делам семьи, труда и социальных вопросов, заявила в интервью газете Bild am Sonntag о необходимости подать таким образом «как внутренний, так и внешний четкий сигнал, что он (бундесвер — прим.Царьграда) не продолжает традиции вермахта».

По ее словам, этого требуют также «последние события» в армии. Она имела в виду странную и не до конца ясную историю со старшим лейтенантом Франко А., в отношении которого сейчас ведется расследование по подозрению в причастности к терроризму. По мнению следствия, этот офицер, чистокровный немец, не знающий ни слова по-арабски, успешно обманул немецкие миграционные службы, чтобы не только получать в виде пособия приличную прибавку к жалованию, но и под видом «беженца» совершить потом теракт «под чужим флагом».

Таинственная история с Франко А.

Оказывается, что о «правоэкстремистских наклонностях» этого старшего лейтенанта бундесвера знали с 2014 года, так он доверял даже бумаге свои, по словам фон дер Ляйен, «однозначно националистические затхлые умозаключения». Все это видели его коллеги, но молчали, потому что и сами были не в восторге по поводу политики властей в миграционной сфере. И они, как сообщают немецкие СМИ, не «стуканули» на старлея в Службу военной контрразведки. Такая, по словам министра, «превратно понятая корпоративная солидарность» могла иметь серьезные последствия: подозреваемый внимательно присматривался к деятельности берлинского «Центра политической красоты», проводящего акции против «ксенофобии» и экспорта вооружений, и к активистке Левой партии Анне Хельм, которую уже уведомили, что она могла стать жертвой теракта.

 

Министр обороны ФРГ: В бундесвере
«очевидные слабости командования различных уровней», процветают «неуставные отношения» Фото: Michael Kappeler DPA/TASS

В недавнем интервью второму каналу общественного телевидения ФРГ (ZDF) фон дер Ляйен указала, что у бундесвера «есть проблемы с установкой» и «очевидные слабости командования различных уровней». Она пошла на беспрецедентный шаг, опубликовав на сайте своего ведомства… открытое письмо военнослужащим, в котором, остановившись на этом случае и фактах «неуставных отношений», сделала вывод, что более нельзя говорить об отдельных эпизодах, что тут в бундесвере вырисовывается целая система.

«Слишком велико число происшествий, слишком велики ошибки, допущенные при принятии решений вышестоящими командирами в отношении явных серьезных проступков», — утверждала министр обороны ФРГ.

Двоякая реакция в армии

Генеральный инспектор бундесвера Фолькер Викер взял под козырек и распорядился провести проверку всех военных казарм после того как в одной из них была обнаружена «атрибутика вермахта». Речь шла, как сообщалось, о каске времен минувшей войны.

обыск бундесвер
 Казармы бундесвера обыскали на предмет символики вермахта, кое-что нашли. Фото: Marcel Kusch DPA/TASS

Однако подчиненные Викера были откровенно обижены заявлениями министра обороны ФРГ. По словам председателя профсоюза немецких военнослужащих Андре Вюстнера, даже «ошарашены».

«Никто не может понять, как может министр самоустраняться и, глядя свысока, так с трибуны судить свою команду», — заявил главный военный «профсоюзник» в интервью радиостанции MDR. Он потребовал от главы военного ведомства «немедленно внести ясность» и привести факты, доказывающие наличие «проблем с установкой» и ошибок командиров бундесвера.

Социал-демократы эксплуатируют ситуацию

За новый скандал живо ухватились социал-демократы, которым предстоит скрестить с партией Ангелы Меркель ХДС, видной деятельницей которой, причем уже не в первом поколении, является фон дер Ляйен.

«У бундесвера есть много проблем, но если г-жа фон дер Ляйен указывает на проблему управления армией, то следует сказать, что управление это начинается на самом верху», — заявил, комментируя происходящее, уполномоченный бундестага по делам вооруженных сил Ханс-Петер Бартельс (СДПГ). Заместитель председателя СДПГ Ральф Штегнер со своей стороны напомнил, что у министра было целых три с половиной года и «достаточно времени устранить недостатки в армии», но она этого не сделала. Принять соответствующие меры и извиниться перед военнослужащими потребовал от фон дер Ляйен и эксперт по оборонным вопросам фракции СДПГ в бундестаге Райнер Арнольд.

Еще тот адвокат

Разумеется, раздались голоса и в защиту министра. Так, историк Михаэль Вольфзон, согласно Немецкой волне, считает, что фон дер Ляйен «не стала ходить вокруг да около, а четко и без прикрас указала на имеющуюся проблему». И он дал потрясающее объяснение того, почему эта «проблема» имеет место. Все дело, оказывается, в том, что после отмены несколько лет назад в стране всеобщей воинской повинности, в бундесвер перестали попадать «нормальные граждане», и он оказался привлекательным для «для людей, склонных к насилию». Для них, продолжал историк, «армия представляет собой идеальное учебное поле», на котором они бесплатно получают боевые навыки и сравнительно легкий доступ к оружию…

«Расстрельный» пост

Любопытно, что видные однопартийцы не спешат выступать со словами поддержки  фон дер Ляйен, видимо, понимая, что она зашла слишком далеко и, не желая ассоциироваться с политиком, дальнейшая карьера которой оказалась под вопросом. На «расстрельном» посту министра обороны ФРГ до этой «крон-принцессы» закатились карьеры многих видных политиков, в том числе начавшего было затмевать Меркель Карла-Теодора цу Гуттенберга. Уличенный в плагиате при написании диссертации, этот деятель был с позором низвергнут с немецкого политического Олимпа. Поэтому и в этом случае, хотя фон дер Ляйен вроде бы не пыталась «подсидеть» Меркель, нельзя исключать некую подковерную составляющую. Только один из министров обороны в ФРГ — Гельмут Шмидт — возглавил впоследствии правительство. Он оказался единственным, кто смог добиться этого из 17 министров обороны за последние 65 лет. Наверное, сказалась школа вермахта, от всяких ассоциаций с которым хочет избавить теперь бундесвер фон дер Ляйен.

Да, разумеется, те же социал-демократы, да и не только они — признают, что убеждения солдат бундесвера не всегда бывают политкорректными. Так, Службе военной контрразведки известно о почти 300 случаях правонарушений правоэкстремистского характера. Речь идет, прежде всего, о «расистских» и «правоэкстремистских» комментариях в интернете и просто словесных высказываниях. Одного «солдата-расиста» даже выгнали из бундесвера — восстановиться в армии по суду ему не удалось. Хотя, по правде говоря, в любой другой армии такого рода высказываний или комментариев, если бы их фиксировали, было бы куда больше. Немцы очень осторожны на этот счет, да и армия у них сегодня еще та.

В чем истинная причина скандала?

Поэтому нельзя исключать, что преувеличенная реакция фон дер Ляйен на ряд всегда случающихся в любой армии «происшествий» — слова, комменты в интернете и «намерения» чего-то совершить, а также ее неожиданное желание сменить названия армейских казарм на самом деле преследуют совершенно иную цель — увести общество в сторону от настоящей и очень важной проблемы. Что у Германии нет сегодня по настоящему боеспособной армии, что она пребывает в разрухе, и ни что серьезное не способна. Что в ней уделяется сегодня больше внимания сексуальной ориентации военнослужащих, чем обучению их своим профессиональным обязанностям и обеспечению современной боевой техникой.

После завершения холодной войны финансирование и численность армии ФРГ постоянно сокращались. Это прекратилось лишь в самое последнее время. Тогда и стало достоянием гласности, что половина — а то и больше — танков, самолетов и военных кораблей не функционируют, нуждаясь в ремонте. «Отказывает» и страдает от отсутствия запчастей и подготовленного обслуживающего персонала даже новая техника, например, транспортные самолеты Airbus A400M, которых так долго ожидали ВВС ФРГ. Обучение солдат, чем всегда так гордилась немецкая армия, оказывавшаяся всегда лучше подготовленной к войнам, чем ее противники, поставлено сейчас откровенно плохо. В целях экономии средств в стране были закрыты многие военные базы и объекты, оказалась вообще ликвидированной полевая артиллерия, играющая и в современной войне очень важную роль. В армии, численность которой составляет в настоящее время 177 тысяч человек, катастрофически не хватает специалистов по информационным технологиям, даже санитаров. Уже давно немцы, проникшись пацифисткой идеологией в продолжающем оставаться жестоком мире, не распевают песни на тему: «Как это прекрасно быть солдатом». Социологические опросы показывают, что большинство граждан не желают служить в армии и поддерживают ее полный переход на контрактную основу, который уже состоялся.

Германия в 2017 году грозится повысить на 8% военные расходы, составлявшие в минувшем году всего 1,15% ВВП. По данным Федерального статистического ведомства (Destatis), ВВП ФРГ составлял в минувшем году 3132,67 миллиарда евро. В бюджет страны на 2017 год заложены расходы на оборону в размере 37 миллиардов евро. В пересчете на душу населения это где-то 14-е место в странах НАТО, которых всего 28, и лишь несколько из которых тратят на оборону не менее 2% ВВП — показатель, недостижимый для ФРГ в ближайшие несколько лет. Любопытно, что на закупку вооружений и боеприпасов в 2017 году из выделенных военному ведомству 37 миллиардов евро пойдет только 4,7 миллиарда или менее 13% оборонного бюджета. Остальное потратят в основном на комфорт.

Что имеем в сухом остатке?

Когда дело обстоит именно так, то и получается, что министр обороны витийствует о политкорректности, а солдаты выясняют отношения с армией через суд. Ну а чтобы замаскировать и как-то прикрыть эту неприглядную реальность, и ведутся речи о переименованиях казарм. Чтобы ничем и никому не напоминать об армии, которая хотя бы умела хорошо воевать и проиграла войну со всем миром, потому что перед ней были поставлены нереальные задачи, и потому что в Берлине недооценили будущих противников, особенно одного из них — Россию. Казалось бы, надо всему этому радоваться. Но все равно делается грустно — за немцев обидно.