По сравнению с 1991 годом, в России удвоилось число православных христиан — это говорит о том, что мы отходим от советско-атеистической идеологии и, наконец, возвращаемся к корням
Эксперты независимой группы Pew Research Center опубликовали радостные для верующих итоги опроса: по их данным, в странах постсоветского пространства резко возросло число православных — в целом цифра составила 57%.
Центр опросил более 25 тысяч жителей из 18 государств (за год — с 2015 по 2016 гг.), ранее входивших в состав СССР, и стран Центральной и Восточной Европы. Во многих из них в Бога верят 9 из 10 респондентов: например, в Грузии — 99%, в Армении и Румынии — 95, в Боснии — 94%. Из всех опрошенных 57% — православные, 18% — католики, мусульмане — 10%. Большинство атеистов проживают в Чехии и Эстонии, по данным опроса.
В десяти странах, участвовавших в опросе, православные образуют религиозное большинство. В этих государствах, помимо прочего, верующие уверены, что принадлежность к конфессии — неотъемлемая часть национальной идентичности. Особенную уверенность в этом выразили армяне, грузины и сербы. В России такой позиции тоже придерживается большинство — 57% респондентов подчеркивают, что русский — значит, православный.
Как отметили эксперты, цифры сильно отличаются от показателей атеистического Советского Союза и лихих 90-х. Так, в 1991 году всего 37% опрошенных в России заявили, что являются православными христианами. Для сравнения, по данным Pew Research Center, сейчас 75% граждан России — верующие. То есть верующих стало вдвое больше — что не может не радовать.
Больше верующих стало и на Украине (с 39% до 78%), и в Болгарии (с 59% до 75%). А вот в Польше, Венгрии и Чехии число верующих заметно снизилось.
В 10 самых православных странах большинство участников опроса отличаются консервативными позициями, в т. ч. по резко отрицательному отношению к содомитам — 86% русских назвали содомию морально недопустимой. Также в этих государствах респонденты выразили желание, чтобы государство поддерживало религиозные ценности, в т. ч. помогало финансово.
Жители Армении, Сербии и России большинством высказались за то, чтобы Россия защищала православных и этнических русских, пребывающих за ее границами. Интересно, что больше трети украинцев признают это, отмечается в докладе Pew Research Center.
И президент России Владимир Путин, и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднозначно подчеркивали, что Русская церковь готова сотрудничать со всеми сторонами, заинтересованными в деле защиты христианского присутствия на Ближнем Востоке, а государство будет до конца защищать соотечественников за рубежом. Не будем забывать, что в Сирии и Ираке джихадисты устраивают настоящий геноцид христианского населения.
Все это говорит о хороших тенденциях: во-первых, Россия и постсоветское пространство, наконец, отходят от материалистического воззрения, и люди все больше проявляют интерес к родной культуре и религии. Во-вторых, в российских законах открыто говорится, что православие обладает особым статусом — вспомним, как в 1990-м сказать по телевизору «русский» или «православный» считалось чуть ли не экстремизмом. И, в-третьих, — Европа еще не потеряна, пока там остаются верующие. Цифры все-таки внушают надежду, что христианство поможет государствам преодолеть противоречия и вместе защищать христиан по всему миру.
Запад воспринимает Русскую Православную Церковь и государство как единое целое
Доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин факультета социальных и экономических наук РАНХиГС Игорь Загарин отметил в эфире Царьграда, что данное исследование носит тенденциозный характер.
«В той борьбе, которая идет в мире, это мобилизующий фактор, многие считают — и это действительно так — что изменяется глобальная ситуация, и Россия усиливает позиции в мире», — отметил он.
Загарин обратил внимание на то, что на Западе в ряде случаев Русская Православная Церковь и русское государство считается почти одним и тем же. «Они считают, что Русская Православная Церковь в лице Московского Патриархата — это инструмент расширения влияния. Если метафорически говорить, можно сказать, «Русские идут!». Конечная их цель будет состоять в том, чтобы со своей стороны предложить альтернативы».
По оценке Загарина, это исследование говорит о том, что сложившаяся за последнее время практика мультикультурализма и политкорректности не очень приемлема для европейцев. Когда там закрывают храмы и на их месте воздвигают магазины, склады или мечети, жители воспринимают это негативно.
Поэтому, отметил он, многие на Западе нашу Православную Церковь рассматривают как более ортодоксальную, где осталось желание опереться на что-то более фундаментальное. «Если президент России всегда говорит, что он хранитель традиционных ценностей, это и есть своего рода мобилизация», — считает Загарин.
Он напомнил, что официальной статистики с точным количеством верующих по всем странам нет, и опираться приходится на косвенные факторы. Очевидно, что с каждым годом религия занимает все более важное место в жизни людей.
«У России всегда была миссия, Россия не может быть без миссии, президент неоднократно это озвучивал. Надо сказать, что в защите этих ценностей и Русская Православная Церковь идет на определенного рода контакты — достаточно сказать, что встреча Патриарха с Римским Папой в Гаване была одной из самых важных. Одним из вопросов была защита традиционных ценностей, это означает, что крупные христианские конфессии чувствуют сложность ситуации и требуют защиты традиционных ценностей«, — добавил эксперт.
Путь тернист, но мы его должны пройти
Комментируя важность наследия Константинополя для мира, историк Петр Мультатули в эфире Царьграда подчеркнул, что это была христианская Империя, которая дала начало всей Европе. То, что во многом в Европе сейчас убито. «Вся Европа имеет корни там, из Царьграда, а не из Рима. Это во-первых. А во-вторых, огромное влияние, которое мы получили из Константинополя в плане веры, в плане литургики и иконописи — она во многом пришла из Константинополя», — отметил он.
Традиция строить храмы в центре города — тоже из Константинополя. По словам Мультатули, во многих отношениях современная история России десакрализована. И не отражается самое главное: что история России — «история служения Христу, без этого вообще не понять ни одно событие русской истории».
«Господь с нас эту миссию не снимал, мы должны помнить, что это Третий Рим, четвертому не бывать, и христианская Империя должны быть идеалом, к которому мы будем стремиться. Путь тернист, но мы его должны пройти», — заключил историк.
Нет Комментариев