Этот уже вполне обрисовавшийся курс одновременно предусматривает, что он направлен, увы, и против России

Президент США Дональд Трамп первый из мировых лидеров поздравил по телефону своего турецкого коллегу Реджепа Тайипа Эрдогана с победой на конституционном референдуме, который дал в руки последнего почти неограниченную власть. Причем Трамп умудрился сделать это поверх… Белого дома, хозяином которого он является, и Государственного департамента, так сказать, в личном качестве. Потому что, по словам официального представителя госдепа Марка Тонера, для полной и окончательной оценки в Вашингтоне ожидают публикации итогового доклада Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) по этому вопросу, так как согласно первоначальным оценкам, в ходе проведения плебисцита турецкими властями были допущены нарушения. На составление доклада БДИПЧ ОБСЕ, добавил он, уйдет несколько недель.

А пока Госдеп даже сделал туркам небольшой и ничего не значащий «выговор», видимо, чтобы демократы не нападали: «Правительству Турции следует защищать фундаментальные права и свободы всех граждан, вне зависимости от того, как они голосовали 16 апреля».

Между тем очень важной для обеих сторон, важнейшей частью телефонного разговора президентов двух стран была… Сирия, так как, согласно сообщению Белого дома, Трамп и Эрдоган «обсудили действия США в ответ на применение сирийским режимом химического оружия 4 апреля» и «согласились с важностью привлечения сирийского президента Башара Асада к ответственности». Трамп «поблагодарил» Эрдогана за поддержку США.

Обратим внимание: о провокации, к которой сирийский режим не имеет никакого от ношения, так как он с помощью союзников, прежде всего России, и так побеждает террористов, Трамп и Эрдоган говорят как о факте. И они согласны судить Асада, лидера государства-члена ООН, который в тяжелейшей обстановке защищает интересы своей страны, хотя президенты Турции и США постоянно публично заявляют, что будут бескомпромиссно бороться с угрожающими их собственным странам террористами.

Что же мы видим?

Итак, что же мы видим? А прежде всего то, что Вашингтон и Анкара пытаются снять, отодвинуть на задний план двусторонние противоречия, связанные с активным участием США в провалившемся прошлым летом антиэрдогановском путче и «крышеванием» у себя главного врага Эрдогана — либерального проповедника Фетхуллаха Гюлена за счет ублажения турок во всем остальном, в том числе за счет других стран. Трамп готов закрыть глаза на сомнительные методы проведения турецкого референдума. На получение лидером одной из ведущих стран НАТО, да еще стучащейся в ворота Европы, поистине диктаторских полномочий. Готов поддержать далеко идущие амбиции Эрдогана в Сирии, а, наверное, и не только. И все в основном для того, чтобы загладить вину Вашингтона за провальный военный переворот, за невозможность выдать туркам своего ценного агента влияния — Гюлена, иначе никто и никогда больше не станет с ними сотрудничать. По сути, американцы хотят восстановить отношения с Турцией за чужой счет, прежде всего, Дамаска, а, значит, и Москвы, имеющей в Сирии свои интересы, помогающей ей в борьбе с терроризмом.

Где доказательства?

«Неожиданная химатака» в Идлибе 4 апреля, которую Запад и Турция сразу повесили, не утруждая себя ни малейшими доказательствами, на Дамаск уже являлась, судя по всему, плодом новой «американо-турецкой дружбы» за чужой счет. Она состоялась на территории, которую контролируют протурецкие бандформирования, и была согласована с начавшими заранее выдвижение на ударную позицию эсминцами ВМС США, выпустившими по Сирии свои «Томагавки». Тела примерно 100 жертв провокации, в которой Дамаск совершенно не был заинтересован, были доставлены для проведения «паталогоанатомической экспертизы» в турецкий город Адана. Ее проводили исключительно турецкие врачи, которые якобы обнаружили в трупах следы зарина, который в случае его действительного применения привел бы к куда большим жертвам, и убил бы также носивших всего лишь респираторы «спасателей» и снимавших эту циничную провокацию журналистов, так как этот опаснейший газ действует и на глаза, и на кожу.

Обращает на себя также внимание, что за несколько дней до «химатаки» «убийцы-Асада» в Анкару прилетал на переговоры госсекретарь США Рекс Тиллерсон, почву для которых подготовил в турецкой столице директор ЦРУ Майк Помпео…

В конце концов, 60 лет назад США и Турция едва не напали на Сирию — тогда ее защитил СССР. Уж не решили ли в Вашингтоне и в Анкаре, что неплохо было бы, наконец, взять за это у России реванш.

Флинн как пример

То, как непросто вновь «задружить» Вашингтону с Турцией, показала история падения бывшего советника Трампа генерал-лейтенанта в отставке Майкла Флинна. Согласно проведенному в США журналистскому расследованию, он был удален с позором из команды Трампа, прежде всего, из-за своего намерения — причем даже небескорыстного — добиться выдачи Анкаре Гюлена. То, что Флинн лишился своего поста в Белом доме, вначале стали объяснять его «пророссийской позицией», хотя, как выяснилось позднее, он непосредственно пострадал именно из-за турок.

После этого очевидно, что ублажить Анкару, где уже выяснили, кто именно стоит за попыткой путча и какова была в этом роль США, можно лишь за счет интересов третьих стран, за их счет. И самым идеальным местом для этого является Сирия, которая 100 лет была частью Османской империи, и многими турками по-прежнему воспринимается как их естественная вотчина. Безусловно, щедрость за чужой счет хороша для Вашингтона еще и тем, что она ничего не требует от него, даже позволяет сделать «грязную работу» чужими руками. Ну а то, что происходит в самой Турции, существует там демократия или нет, это дело турок — путь сами и разбираются. Через пару недель, когда БДИПЧ ОБСЕ подготовит свой доклад о том, была или не была фальсифицирована воля турок в ходе конституционного референдума, это будет уже никому не нужно. А там, глядишь, турки успеют оказать американцам какие-нибудь новые услуги, и журить их за то, чтобы было пару недель назад, никто не будет. Проехали.