Администрация Обамы уходит «с помпой». Чем меньше остаётся дней до инаугурации 45‑го президента США Дональда Трампа, тем больше антироссийских тирад исходит от чиновников Белого дома.

 

Судя по риторике и накалу страстей, на протяжении трёх последних лет в стане демократов так и не смогли окончательно определиться, кем же является Россия: «страной-бензоколонкой», региональной сверхдержавой, полной слабостей, либо угрозой номер один, способной реально формировать извне политический ландшафт не только в государствах Европы, но и в самих США. Исходящие от американских политиков сигналы были полны и других противоречий.

Так, вводя санкции, Обама неоднократно заверял, что их цель – задеть конкретных коррупционеров – друзей Путина, а затем торжественно докладывал, что благодаря стойкой политике США российская экономика «порвана в клочья».

С наступлением зимы подобные метания и расхождения в речах официальных лиц стали ещё заметнее. Выступая на одной из прощальных пресс-конференций в декабре, уходящий президент убеждал журналистов в том, что Россия «меньше» и слабее Америки, ничего не производит ценного, кроме нефти, газа и вооружений. Поэтому и волноваться согражданам особо не стоит. Однако 18 февраля на сессии Международного экономического форума в Давосе пока ещё действующий вице-президент Джо Байден назвал Россию – ни много ни мало – главной угрозой либеральному международному миропорядку.

По его мнению, Россия возглавляет движение, стремящееся этот миропорядок разрушить. В том числе вбить клинья между различными членами ЕС и вернуть мировую политику к эпохе борьбы за сферы влияния. Причина политики Москвы кроется в том, что Россия имеет «иной взгляд на будущее», отличный от господствующего сегодня, считает Байден, поэтому ей надо всячески противостоять. Среди российских инструментов не только «маленькие зелёные человечки» и «использованная как оружие» практика перекрывать поставки российского газа Украине зимой за неуплату, но и коррупция вместе с пропагандой.

«Мы видим это по их [России] глобальной пропаганде и кампаниям дезинформации: внедрению сомнений и политического брожения в демократические системы», – перечислял российские грехи Байден. Признав, что США «не всегда были идеальным стражем нашего порядка», уходящий вице-президент оставил напоследок свои «десять заповедей». Главная из которых – «сражаться за демократию, где бы она ни находилась под угрозой, дома или за рубежом». Байден также предупредил, что Россия в будущем, несомненно, будет вмешиваться в избирательные процессы в Европе, так что всем стоит быть начеку.

Схожим образом решила накануне «уйти красиво» посол США в ООН Саманта Пауэр. Свою прощальную речь в Атлантическом совете она практически полностью посвятила России, которая пытается «ослабить основанный на правилах миропорядок», существующий на протяжении 70 лет. «Наши ценности, безопасность, процветание и сам наш образ жизни связаны с этим миропорядком, – сообщила она. – И мы, Соединённые Штаты и наши ближайшие партнёры, должны объединиться, чтобы помешать России добиться успеха [в изменении миропорядка]».

В целом во время периода транзита власти от Обамы к Трампу демократы и «ястребы» из республиканского истеблишмента пытались из последних сил активизировать меры противодействия Москве. Пентагон резко форсировал отправку дополнительных военных контингентов в Польшу, а со странами Балтии в ускоренном порядке были заключены договоры об условиях размещения американских военных.

После победы Трампа в очередное турне по Прибалтийским странам отправились антироссийски настроенные сенаторы во главе с главным «борцом с Кремлём» Джоном Маккейном. За неделю до инаугурации Трампа в качестве куратора Украины в Киев поспешил вице-президент Байден. Цель этих визитов – лишний раз успокоить союзников, напомнить им о своей поддержке и убедить, что курс в отношении России не изменится. Моральная поддержка им на самом деле не помешает, особенно в контексте того, что тот же Байден в августе лично призывал элиты стран Балтии попросту не верить тому, что Трамп говорил во время предвыборной кампании. В плане «сдерживания Путина» демократы отлично нашли общий язык со своими практически непримиримыми врагами – радикальными республиканцами. Недаром в Давосе Байден с радостью ссылался на антироссийские высказывания Маккейна и другого известного «ястреба» Линдси Грэма.

В подтверждение старого курса параллельно с активностью в Европе Барак Обама продлил на год антироссийские санкции, что стало одним из его последних юридически значимых шагов на посту президента.

Какой на самом деле будет внешняя политика администрации Трампа, в скором времени узнает весь мир. Сейчас же очевидно то, что пламенные речи Обамы, Байдена, Пауэр и других представителей старой администрации были радушно встречены в кругу стран, чьи элиты традиционно настроены враждебно по отношению к Москве, однако они были решительно отвергнуты значительной частью собственного населения. Это в итоге и привело к победе Трампа, повергнув демократов в шок.

Забота о демократии на Украине, единство Европы и планы по установлению бесполётной зоны над Алеппо не убедили избирателей американского Среднего Запада. Им куда важнее оказался пересмотр торговых соглашений с Китаем, из-за которых американцы теряют рабочие места, а также мексиканские нелегалы, борьба с исламистами и иранская ядерная программа. Обо всём этом уходящая администрация Белого дома теперь говорит значительно меньше и не столь ярко, как стремится в последний раз мобилизовать мир встать «единым фронтом» против «путинской России».

Поскольку внешнеполитическая концепция демократов на последних выборах проиграла, им остаётся немногое – выжимать по максимуму из последних дней своего существования, стремясь сохранить остатки наследия Обамы.

На этом фоне почему не попытаться дополнительно усложнить перспективы Трампа по смене формата отношений с Москвой? Раз уж уходить, так под фанфары.

Александр Шамшиев, RuBaltic.Ru