Крупнейшие соцсети придумали новый механизм борьбы с правдой и свободой слова

Сегодня в центре внимания во всем мире — информационная безопасность. В России Владимир Путин утвердил Доктрину информационной безопасности России, и в этот же день пришла информация о том, что крупнейшие интернет-сервисы и социальные платформы объединяются для создания единой базы для мониторинга и удаления «террористического контента». Facebook, Twitter, Microsoft и YouТube будут обмениваться специальными цифровыми маркерами, которые позволят блокировать фото-, видео- и другой контент сразу во всех этих соцсетях. Грубо говоря, это будет некая пометка наподобие наклейки «ГМО», невидимая глазу, но доступная для считывания программой-роботом.

Эксперты, например Игорь Ашманов, одобрили Доктрину. Он считает, что концепция отражает понимание актуальных проблем: впервые признано наличие информационной войны, то есть информационно-психологических мероприятий и операций в инфопространстве, которые угрожают нашему информационному суверенитету. Он отметил признание в документе нашего отставания и уязвимости в информационной сфере; признание того, что некоторые государства им пользуются, создавая угрозу для нашего суверенитета; высказывание, о том, что нам нужно обеспечивать импортозамещение, и это вопрос суверенитета.

«Не сказать, чтобы ситуация с 2014 года ухудшилась, так как 2014-й был вакханалией. Именно в этот момент произошел взрыв войны в соцсетях, когда украинская повестка вытеснила все, и информационная война продолжается. Растет количество фейков, информационных атак и так далее», – уточнил Ашманов.

«С моей точки зрения, принятая концепция информационной безопасности хорошая и отражает понимание актуальных проблем. Я не могу сказать, что они чего-то не досмотрели и не предусмотрели и о чем-то забыли упомянуть», – добавил эксперт.

Национальное достоинство защитят в инфопространстве

Что касается новой российской Доктрины, то в ней дана актуализированная оценка существующих информационных угроз и появилось несколько важных нововведений. Во-первых, подчеркивается тенденция к увеличению в зарубежных медиа количества предвзятых по отношению к России материалов. Одновременно отмечается, что российские СМИ за границей дискриминируют, а нашим журналистам чинят препятствия в работе.

Во-вторых, как указывает концепция, этим зарубежные пропагандисты не ограничиваются, идут и в саму Россию. Воздействие оказывают в первую очередь на молодежь, «в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Иностранные спецслужбы оказывают информационно-психологическое воздействие, чтобы дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуации, подорвать суверенитет и даже нарушить территориальную целостность других государств. «В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации» – очень важное уточнение в документе, которое может иметь за собой далеко идущие последствия, например, блокирование структур, связанных с Соросом и другими любителями распространять демократию и «цветные революции» под видом просветительской деятельности, помощи талантливой молодежи и т.д.

Вызовы и угрозы

Документ предлагает:

— Предотвращение и даже сдерживание военных конфликтов, «которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий».

— Нейтрализовать информационно-психологическое воздействие, которое ставит своей целью «подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества», а также размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Все понимают о чем идет речь: вспоминается, например, героизация украинских карателей или фильм Серебренникова «Ученик», изображающий христианство в неприглядном свете. Однако, не указывается, какими именно средствами и методами будет достигаться эта «нейтрализация», не дано и определение «традиционных российских» ценностей, что открывает некоторый простор для спекуляций. Однако, конечно, не отразить этот важнейший момент было невозможно в ситуации, когда в некоторых странах пытаются не только испортить нынешний имидж России, изобразив ее агрессивным и опасным государством, но и переписать прошлое, за которое были отданы десятки миллионов жизней советских людей. Те, кто дал возможность родиться нынешним разоблачителям, уже не могут ответить, а работа российских источников блокируется и запрещается, наши СМИ приравнивают к террористам запрещенной в России группировки ИГИЛ.

Поэтому и приходится решать вопрос уже на государственном уровне и более того – в Доктрине акцентируется необходимость международного сотрудничества и разработки международного законодательства по борьбе с информационными угрозами.

Ответ транснационалов

Ровно противоположную цель – предотвратить создание такого законодательства – преследует вышеупомянутая инициатива социальных платформ. Разговоры о том, что вербовщики ИГИЛ, всевозможные сепаратисты и неонацисты, деструктивные секты и т.д. используют социальные сети для вбросов фейков и пропаганды, велись давно. Но никакие меры не предпринимались, и в ЕС и США заговорили о том, чтобы законодательно заставить руководство интернет-сервисов следить за экстремистами. Об этом же говорит и российская Доктрина.

Однако, гиганты соцсетей не хотят подчиняться законам и «превентивно» рапортуют о создании собственных механизмов контроля контента. Этим они убьют сразу несколько зайцев: во-первых, смогут увязать реальные успехи в борьбе с терроризмом, которую ведут, в частности, российские ВКС в Сирии, со своей «самоцензурой». Это, в общем, давняя тактика Запада – вступать в войну на последнем ее этапе, чтобы избежать каких-то серьезных потерь и усилий, но при этом ухватить себе часть славы и трофеев.

Возможности для цензуры

Кроме того, поскольку террористы считаются на Западе не террористами, а «умеренной оппозицией», а законная власть в Сирии — диктаторским режимом, это расширяет возможности блокировки невыгодного контента. Теперь можно будет оставлять антироссийскую пропаганду о действиях в Сирии, например, а информацию о бомбардировках западной коалиции и истинных «подвигах оппозиционеров» — блокировать. Так же как и правдивые видео- и фото- материалы с Донбасса, рассказывающие о зверствах украинских карателей. Ведь для западного мира ополченцы ЛДНР — «пророссийские террористы». Мы помним, что офис русскоязычного сегмента Facebook находится в Киеве, и в этой соцсети стали нормой «баны» за любую критику постмайданной Украины и убийц мирного населения. Причем учитывая договоренности между соцсетями и общую базу, ни фото, ни видео, ни тексты с пометкой «экстремизм» не смогут пробиться ни на один из этих крупнейших международных каналов информации, где она стала бы доступна миллионам людей по всему миру, которых пытаются ввести в заблуждение.

Таким образом, как мы видим, российская Доктрина информационной безопасности и заявление руководства YouТube, Facebook и Twitter оказываются самым прямым образом связаны, как могут иметь друг на друга совершенно прямое влияние. Насколько серьезное – увидим в ближайшее время.

Анастасия Казимирко-Кириллова