Совсем недавно я писал про катастрофическую ситуацию во французском оборонно-промышленном комплексе, которая уже напрямую угрожает национальной безопасности Франции. Если кратко, то впервые в истории страны, французские военные скоро будут вооружены иностранным оружием.

 

 

Во Франции, как выяснилось при проведении крупного государственного тендера на закупку оружия для нужд армии и силовых ведомств, осталась всего одна (!) компания [Verney-Carron], способная его выпускать. Однако до участия в конкурсе эту компанию французское правительство в итоге не допустило, сославшись на то, что одно из формальных требований к заявке не было выполнено, а именно, что годовой оборот компании оказался меньше 20 миллионов евро.

В итоге министерство Обороны Франции сделало выбор в пользу немецкого автомата HK 416, что вызвало просто-таки бурю негодования как со стороны рядовых французов, так и среди военных и политиков. Олланда и его правительстве заявили в предательстве национальных интересов Франции и действиях угрожающих национальной безопасности.

Однако на этом злоключения французов, не закончились, а наоборот, – только начались!

Новый удар про французскому ВПК пришел оттуда, откуда не ждали – из Варшавы. В последнее время «младоеевропейцы» стали главными возмутителями спокойствия в Евросоюзе, и заявления и действия, которые позволяют себе в Будапеште или той же Варшаве, часто вводят Старую Европу и ее политикум в состояние ступора

Недавно Варшава же, по заявлению влиятельных французских политиков и бизнесменов, «вообще перешла все границы»: поляки в одностороннем порядке расторгли уже подписанный контракт(!) на поставку польской армии французских военных вертолетов. Дело тут, конечно, в сумме контракта – он почти на 5 миллиардов долларов!

Сумма огромная, даже по европейским меркам, что обещало обеспечить загрузку французских авиастроителей на много лет вперед, и помимо этого запустить мощный компликативный эффект во всей галльской промышленности. Для французского ВПК это был настоящий «глоток свежего воздуха», и на этот контракт с поляками в Париже возлагались огромные надежды.

Тем больнее оказалась та пощечина, которую отвесила Франции Варшава, – ведь помимо финансовых, французы понесли еще и огромные репутационные потери. Впрочем, после злополучных «Мистралей» им к этому, похоже, не привыкать…

Еще в начале 2000-х Польша анонсировала планы по масштабной модернизации своей армии. Главными поставщиками военной техники и вооружения, конечно же, должны были стать производители стран-участников НАТО. После заключения контракта [с американцами] на замену устаревших истребителей и штурмовиков, подошла очередь и боевых вертолетов польских ВВС. Был проведен конкурс на поставку вертолетов, и в апреле 2015 года правительство Польши выбрало машину Caracal Н225М, которую производит европейская корпорация Airbus Helicopters с основными предприятиями во Франции. Сразу после оглашения результатов тендора в Польше начались акции протеста – ведь в итоге выбрали совсем не тех, кого ожидали!

Выбор польского правительства с самого начала остро критиковали лидеры партии «Право и справедливость», которая тогда была в оппозиции к президенту Польши Брониславу Коморовскому. Масштабные акции протеста инициировали представители профсоюзов с вертолетостроительных заводов, расположенных в польских городах Мельце и Свиднике, и принадлежащих, соответственно, американской корпорации Sikorsky (они предлагали польским ВВС машину Black Hawk) и британско-итальянской группе AgustaWestland (они хотели продать полякам вертолет AW149).

Однако польское правительство Коморовского пересматривать итоги конкурса отказалось – мол, решение уже принято, и оно окончательное. Тем более, что французы пообещали передать часть современных технологий польской стороне и организовать на территории Польши несколько сборочных производств, гарантировав создание тысяч рабочих мест и дальнейшее обслуживание переданных армии вертолетов.

Французские оружейники потирали руки – надо же, такой «жирный» кусок достался им! Но всё оказалось не так просто…

После выборов в 2015 году к власти в Польше пришла та самая оппозиционная партия «Право и справедливость», и президентом стал Анджей Дуда, а министром обороны – Антоний Мацеревич. Последний сразу же взялся оспорить решение, принятое его предшественником.

О странных, на грани неадекватности, заявлениях и решениях Мацеревича я уже не раз писал, поэтому никого не должно удивлять, что нынешний министр обороны Польши сразу же выдал на гора свое «экспертное» заключение: стране необходим контракт не с французскими, а с… американскими вертолетостроителями.

И спустя некоторое время как гром среди ясного неба прозвучало заявление уже официальной Варшавы: Польша расторгает контракт с французскими оружейниками и отказывается от всех планов сотрудничества с Францией в области авиа- и вертолетостроения. Причем об этом в Париже узнал не от официальных представителей Польши, а из средств массовой информации. Олланда, что называется, просто поставили перед фактом.

В Париже были просто в бешенстве –  Франсуа Олланд немедленно отменил свою поездку в Варшаву; был также отменен визит в Польшу французского министра обороны Жан-Ив Ле Дриана. И вообще в Париже заговорили о пересмотре всех французско-польских отношений, особенно в сфере военно-промышленного комплекса

Но оборонный контракт на 5 миллиардов евро было уже не вернуть: ведь Анджей Дуда и его верный «оруженосец» Антоний Мацеревич к тому моменту взяли твердый курс на сотрудничество с Вашингтоном. А Париж – Париж подождет…

Впрочем, случившееся не должно удивлять: свою репутацию галльские военные промышленники всерьез подорвали именно ситуацией с поставками «мистралей», и, конечно же, тот демонстративный отказ от выполнения своих прямых обязательств нанес им непоправимый репутационный урон. Отношения Варшавы и Парижа и раньше были далеки от безоблачных, вот поляки и решили на всякий случай подстраховаться – а вдруг новый президент Франции после «подсказки» из-за океана в какой-то момент откажется поставлять Польше уже оплаченные вертолеты, как Олланд в свое время отказался поставлять России «мистрали»

Что посеешь – то и пожнешь. «Обратка» за «Мистрали» получилась очень болезненной, но разве французы своей безвольной и национал-предательской политикой ее не заслужили?

Андрей Князев,
специально для News Front