Почему в современном отечественном кинематографе нет своего Стивена Спилберга?
Представьте себе на минутку, что кто-нибудь из нынешних деятелей российского «киномейнстрима» решил снять кино про войну. Представили? Теперь усложним задачу. Представьте себе, что этот кто-то решил не просто сочинить нечто нервно-паралитическое типа михалковского «Предстояния», где Красная армия штурмует фашистские доты, имея на вооружении исключительно черенки от лопат. И не пубертатный «Сталинград» от Бондарчука-джуниора, в котором все вертится вокруг двух юных красоток, одну из которых, пардон, регулярно имеют, а вторую, еще раз пардон, все хотят иметь. И даже не политкорректную «Оборону Севастополя», одну из главных ролей в которой, оказывается, играла жена президента США Элеонора Рузвельт!
А решил этот наш кинорежиссер создать аж десятисерийный художественный фильм про … боевой путь самой обыкновенной пехотной роты. Да такой фильм, чтобы никаких там черенков от лопат, никаких шизанутых генералов, мокающих Сталина мордой в торт, и никаких девиц легкого поведения в доме Павлова. А вот просто так — как всё было на самом деле! По правде жизни, до самых микроскопических деталей, вроде цвета пуговицы на солдатской ширинке.
Как вы думаете – как бы оценили подобную идею нынешние генеральные продюсеры и креативные сценаристы? Утверждаю со стопроцентной уверенностью – они состроили бы такие кислые рожи, как будто им уксус вместо текилы предложили. Еще бы! Это же такое «покушение на свободу творчества»! Это же такой «дремучий совок»! Это мы что теперь должны в вонючих солдатских портянках копаться и устройство кирзовых сапог изучать? И вообще – кто за это заплатит и кому это всё нужно!!!???
В общем, зуб даю — не прошла бы эта идея в «нашем» кинематографе ни за какие коврижки. И понятно почему. Потому что большинство нынешних «кинокреаклов» блещут не только раскрученными фамилиями своих папаш, но также, к великому сожалению — практически идеальной стерильностью своих мозгов, которые им было недосуг загружать даже банальной эрудицией, не говоря уже о мировоззрении. Ибо незачем – брэндовая фамилия и так открывает любые двери.
У американца Стивена Спилберга фамилия, видимо, не такая крутая. Поэтому он не валяет креативную дурочку, не оттопыривает губу, выказывая презрение к «низкопробной окопной правде», а снимает настоящее военно-патриотическое кино, только на американский лад. Кино, которому веришь.
Многие видели его картину «Спасти рядового Райана». Но то была все-таки патриотическая фантазия на вольную тему. Но мало кто видел его же десятисерийный сериал «Братья по оружию». Это то самое, напрочь отсутствующее в наших реалиях, настоящее кино о войне, о котором шла речь в начале статьи. Про самую обыкновенную пехотную роту «Е» 506-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии армии США. О боевом пути этого подразделения – от высадки в Нормандии до победы в войне с нацизмом.
Спилберг, как действительно очень умный человек, сознательно и полностью отказался от любых «креативных» прибамбасов и досужих выдумок, столь обожаемых режиссерами-неучами. Снимая этот фильм, он добивался практически полного воспроизведения в кадре реальных событий того времени. Наверняка понимая, что именно воссоздание во всей полноте и во всех самых мелких деталях духа и материи прошлого, является самым убедительным средством и самым эффективным способом создания в фильме ощущения правды истории. Не случайно каждая из десяти серий предваряется записями интервью самих солдат роты «Е»! Тех, конечно, кто еще был жив спустя почти 70 лет и чья военная молодость в мельчайших подробностях воспроизведена на экране.
Понятно, что такой подход требует невероятной эрудиции, скрупулезности и добросовестности не только самого Спилберга, но и всей съемочной группы. Но, если есть кому задавать такой уровень, то всегда найдутся и те, кто сможет ему соответствовать.
Вообще должен сказать, что Спилберг, в хорошем смысле, буквально помешан на исторической достоверности. Он создает художественную документальность, или документальную художественность – как хотите, практически в каждом кадре. Знаю о его приверженности к правде истории не понаслышке. Будучи в 90-х годах корреспондентом программы «Время» в Одессе, я приобрел однажды у знакомых коллег несколько коробок профессиональных видеокассет «Betacam», на каждой из которых было написано одно и то же слово «Shoah». По-еврейски это то же самое, что Холокост. Оказывается, эти кассеты остались от грандиозного проекта Спилберга, съемочные группы которого по всей Европе, в том числе и на Украине, снимали интервью с выжившими после нацистского Холокоста евреями. Были записаны тысячи таких интервью, создан уникальный видеоархив свидетельств очевидцев истории, равного которому нет, к сожалению, ни у одного другого народа.
И эта спилберговская ставка на исторический документ реально работает! Он показывает вторую мировую глазами обычных американских солдат, реально учит новые поколения тому негромкому, не пафосному, но настоящему патриотизму, который требуется от человека на войне. И который состоит отнюдь не в том, чтобы орать дебильные лозунги и картинно бросаться на вражеские пулеметы. А в том, чтобы расчетливо и профессионально выполнять реальную боевую задачу, без лишних красивостей уничтожать врага, по возможности не умирать самому и при этом понимать, что другого пути у солдата на войне просто нет.
Уверен, что Стивен Спилберг все очень точно рассчитывает и делает именно такое кино, которое нынешние американцы будут охотно смотреть. И видеть в своих дедах и прадедах – таких же обычных американских парнях, самих себя и понимать войну так, как её понимали они. Настоящее военно-патриотическое кино должно быть именно таким – основанным на преемственности и сопереживании, вплоть до полного консенсуса, разных поколений.
Но, увы, наши «креативные» пользователи прежде знаменитых фамилий очень далеки от всего этого. Для них это — «Фи, какой примитив!». Им бы что-нибудь такое отчебучить, чтобы святых пришлось выносить. И уже выросла столичная богемная тусовка, которая охотно – за долю малую, рукоплещет их сумасбродным изысканиям и болезненным излияниям, находя в них «новое слово в киноискусстве». «Ах как у него креативненько кишки на гусеницы наматывались!» «Ах как мило они совокуплялись в сталинградском подвале!». И пошло и поехало! Фотосессии, презентации, пиар-акции, брэнд-атрибуции и прочая и прочая.
А Стивен Спилберг и его единомышленник Том Хэнкс просто снимают кино. Настоящее кино про настоящих людей на реальной войне. И другого способа воспитать полноценных граждан своего государства и патриотов своей Родины в природе не существует. Все остальное просто понты… Дешевые и бессмысленные понты.
И мораль всего этого тоже вполне очевидна: Ваше время истекло, господа доморощенные креаклы! Не вышло из вас Спилбергов! Пора вам, наконец, переквалифицироваться в управдомы!
Нет Комментариев