В текущем году за-а-а-адолго до наступления нового года разрешилось белорусско-российское углеводородное бодание на высшем уровне. Именно на высшем уровне, ибо бодаться на уровне общегражданском – смысла никакого… Ведь что в России, что в Белоруссии все зависим от того, насколько «баре», имеющие прямой доступ к недрам и поставкам, «любят свой народ», и насколько готовы отпустить цены на газ и бензин или (в случае предвыборного всплеска любви к гражданину) цены на оные заморозить.

В общем, ранее бывало, что переговоры по газу и нефти в стиле «А ты кто такой?» и «Это мне, это Остапу Ибрагимовичу, это опять мне…» шли до позднего предновогоднего вечера, когда нервы переговорщиков могли исполнять мелодии аки гитарные струны.

В этом случае всё выглядит (по крайней мере внешне) более чем благостно. Изначально из Минска приходили сообщения о том, как Александр Григорьевич зол на Владимира Владимировича по поводу нежелания идти по пути предоставления скидки (это при наличии весьма внушительного долга РБ), но потом всё улеглось. С 11 октября белорусский президент собирался ввести «палочный» ответ России в виде поднятия транзитной пошли на нефть, текущую в Европу, сразу на 50%. Правда, палку (или дубину – кому как угодно) пришлось зачехлить, так как переговоры между Москвой и Минском привели к компромиссному решению.


К каким результатам привёл переговорный процесс между двумя сторонами? В российском кабинете министров объявили, что все ранние договорённости остались без изменений, оставляя за скобками сведения о новой цене на газ для Минска. Так ситуацию прокомментировал пресс-секретарь премьер-министра Белоруссии Владислав Сычевич (цитата БелТА):

Во время разговора стороны подтвердили достигнутые договоренности, что на уровне коммерческих организаций на 2016 год сохраняется механизм формирования цены на природный газ для Беларуси аналогично прошлому году. В связи с этим белорусская сторона подтвердила готовность перечислить зарезервированные с начала года средства на счета поставщиков газа.
...И газ, и слёзы, и любовь

Механизм формирования цены на газ остался, но из источников, близких к переговорам, удалось узнать о том, что сама цена на газ для Белоруссии уже с 1 января 2017 года может быть снижена примерно на треть – с нынешних 132 долларов за 1 тыс. кубов до 98-99 долларов за тот же объём.

Фактически это означает движение в сторону уравнивания цен на газ для российских и белорусских потребителей. Об этом говорит и информационное агентство Белоруссии БелТА:

Объём перечисляемых в рамках межбюджетной компенсации средств позволит обеспечитьвыход на траекторию последовательного сближения цены на природный газ для белорусских и российских потребителей с тем, чтобы к 1 июля 2019 года обеспечить равные условия по цене на газ для производителей энергии, а к 1 января 2025 года — для всех остальных потребителей газа.

Другими словами, стирается одна из границ между двумя государствами в рамках государства союзного. И граница эта – цены на энергоносители. В этой связи вполне можно говорить о том, что белорусский президент не мытьём, так катаньем своего добился. Дешёвый газ даёт возможность чувствовать себя уверенно белорусской экономике, создавать новые рабочие места и фактически поддерживать в нужном для себя ключе белорусскую как внешнюю, так и внутреннюю политику.

А какие плюсы для тех, кто вёл переговоры с российской стороны? Один из обозначенных плюсов состоит в том, что при относительно низких ценах на газ Белоруссия сможет уйти от практики накопления долга. Мол, отпадёт сама необходимость «выбивать» долги и портить себе нервы во время новых переговоров с Минском. Такая аргументация выглядит, откровенно говоря, невразумительно, а то и вовсе беззубо. Ведь по той же логике «Газпром» должен вообще всем своим партнёрам снизить цену до внутрироссийского уровня, чтобы те, не дай бог, не влезли в долги и не почувствовали себя обиженными.

Конечно, все эти заявления по поводу отсутствия базы для накопления долгов белорусскими партнёрами – попытка уйти от политической составляющей договорённостей. А ведь именно политическая ситуация для России здесь выходит на первое место в отличие от ситуации для Минска. Белорусская сторона хотела поблажек экономического толка и такие поблажки для себя получила. Россия же видит в Белоруссии не просто покупателя нефти и газа (желательно ещё и платёжеспособного), но и политическую площадку. Если угодно – плацдарм, который одним фактом своего существования делает натовское расширение на восток не безлимитным.

Не так давно Лукашенко решил в этом плане подыграть и произнёс следующие слова:

Мы вместе с русским народом, россиянами, будем защищать наше общее Отечество на не менее важном для России западном направлении. Мы будем здесь умирать, защищая Белоруссию и Россию. Белорусская армия оснащена самым современным оружием и способна дать отпор любому агрессору.

Сама фраза «наше общее Отечество» прозвучала от Лукашенко, пожалуй, впервые за многие годы. И, произнося её, президент Белоруссии по определению не мог не удерживать в голове мысль о том, что если Отечество общее, то почему цены на газ должны быть не общими… У кого-то на этот счёт может быть иное мнение, но Александр Григорьевич с «иным» мнением априори не согласен. У него всё увязано именно так.

Констатация факта в том, что Лукашенко своего действительно добился – доведение цен на энергоносители для белорусского бизнеса позволяет прийти к тому, о чём всегда мечтал АГ. А именно о том, чтобы повысить конкуренцию между белорусскими и российскими производителями. Украинский бизнес, который евроинтегрируют и в хвост, и в гриву, молча завидует…

Добился своего президент Белоруссии, но одновременно с этим и дал понять, что если внимательно анализировать его манеру ведения диалога, то можно найти точки «податливости».

Нет, можно, конечно, «убиваться» по поводу того, ну и хитёр же этот Бацька, вот только вряд ли стоит полагать, что идёт игра исключительно в одни (российские) ворота. Президент Белоруссии при всей его, как уже неоднократно отмечалось, «многовекторности» знает, чем может быть полезен и свою полезность готов реализовать на условиях взаимных интересов. Ну так если в Союзе, то по-другому никак…

Использованы фотографии: http://www.belta.by