Информация о том, что американцы выводят свою ядерное оружие из Турции, прозвучала как гром среди ясного неба – несмотря на то, что подобного шага от руководства НАТО ожидали уже давно.

 

Для Турции ядерное оружие, размещенное на базе Инджирлик, всегда было весомым аргументом нахождения в составе НАТО – Турция де-факто считала себя «ядерной державой». При этом, нужно понимать, что турецкие военные применить эти бомбы (на турецкой базе находятся сейчас только свободнопадающие бомбы с ядерными зарядами) по собственному усмотрению все равно не могли, – для активации ядерных зарядов, находящихся на базах НАТО в Европе, действует правило «трех ключей» (военные на объекте/ командование НАТО в Европе/ командование Пентагона).

Но вместе с тем НАТО самим фактом размещения ядерного оружия на одной из турецких баз показывало уровень доверия турецкому военному и политическому руководству и переводило Турцию в разряд «привилегированных партнёров».

И нынешний вывод ядерного арсенала с территории одного из самых старых и верных союзников НАТО выглядит весьма симптоматично – знаменуя собой новую «эру» в отношениях Турции и США. Нынешний кризис в отношениях Анкары и Вашингтона – очень серьёзный, возможно, даже самый серьезный в новейшей истории; даже во время Карибского кризиса, который начался как раз из-за размещения ядерного оружия в Турции, ядерные бомбы и ракеты (тогда американцы разместили на базах и ракеты с ядерными боеголовками) в итоге так «берег турецкий» и не покинули.

Карибский кризис в итоге удалось решить благополучно – но ядерное оружие, получив турецкую «прописку», уже меняя лишь количество, состав и дислокацию, осталось на берегах Босфора частью «ядерного щита» НАТО в Европе и важным фактором геополитической безопасности и стабильности самой Турции.

До сегодняшнего дня!

Теперь же часть бомб (около 20-ти) уже перевезена на военную базу Девеселу в Румынии, в которой, напомню, уже развернуты отдельные элементы американской системы ПРО в Европе.

А Турция? Она лишилась почти половины «своего» ядерного потенциала – а в ближайшее время, скорее всего, лишится его полностью!

Вообще, для передислокации ядерного оружия из турецкого Инджирлика в румынскую Девеселу имеются как минимум три серьезные причины, и сейчас все они сошлись в одной временной точке.

Первая – безопасность. До попытки госпереворота американцы не раз высказывались, что абсолютно уверены в безопасности своего ядерного оружия на «турецкой земле», однако позднее стало известно, что ряд турецких офицеров, в том числе и те, кто отвечает за сохранность и использование ядерного оружия, примкнули в итоге к лагерю «путчистов». То есть существовала реального вероятность того, что часть ядерного арсенала НАТО в случае, если бы переворот завершился победой противников Эрдогана, могла оказаться в руках военных мятежников. Чем это могло закончиться – страшно даже представить….

Конечно, американцев такая ситуация не может устраивать – и ко всему прочему, от базы Инджирлик до территории, которая находится под контролем ИГ (запрещено в России), чуть более 200 км, что добавляет новый и весьма весомый фактор риска. А ядерное оружие – не та вещь, которой стоит рисковать…

Вторая – техническая. Американцы недавно объявили, что все их ядерное оружие, дислоцированное на базах в Европе и в Азии, пройдет модернизацию по новой программе, утвержденной Конгрессом. Большая часть его была произведена в 60-е – 70-е годы и морально и физически устарело, и чтобы продлить срок службы ядерных арсеналов еще хотя бы на десятилетие, глубокую модернизацию большей части бомб и ракет необходимо произвести в течение ближайших 2-3 лет.

В Турции чисто технически это сделать невозможно – и потому ядерное оружие с Инджирлика всё равно партиями доставлялось бы на одну из европейских баз, где проводилась бы его техническое переоснащение, а затем возвращалось бы в места постоянного боевого дежурства. Теперь бомбы с ядерными зарядами последуют по тому же маршруту – но уже только в одном направлении!

И третья – сугубо политическая. Анкара требует от США выдать им Фетхуллаха Гюллена, которого турецкие власти обвиняют в попытке организации государственного переворота, создании сети террористических ячеек и антигосударственной деятельности. Гюллену, по заявлению турецкой прокуратуры, грозит до 2100(!) лет лишения свободы! Американцы пока Гюллена выдавать отказываются, однако уже смягчили свою первоначальную позицию, как многие думают, готовясь к трудным переговорам об экстрадиции турецкого проповедника и политического деятеля. И конечно, американские элиты не хотят, чтобы у Турции в руках был «козырь», с помощью которого они смогут жестко продавливать свою позицию, – а ядерное оружие на турецкой территории, несомненно, не просто «козырь», а «козырный туз»!

Совокупность этих факторов делает охлаждение отношений между США и Турцией неизбежным – если даже не заморозку этих отношений почти «до нуля». Нестабильность нынешнего режима Эрдогана и неясные перспективы Турции как союзника НАТО заставляют американцев идти на крайние меры – и поспешный вывод ядерного арсенала с военной базы Инджирлик несомненно является как раз таковой.

Вообще, в последнее время пошли разговоры о выходе Турции из НАТО. С учетом вывода американского ядерного оружия с территории Турецкой Республики, серьезнейший довод, которым Североатлантический Альянс мог удержать Анкару, теперь потерян. Учитывая, как американцы повели себя во время неудавшегося военного путча, Эрдогану и турецкому правительству впору всерьез задуматься – а стоит ли полагаться на таких «союзников», которые в любой момент могут тебя «слить»?

Тем более, что альтернатива у Турции есть, – в свете нынешнего сближения с Россией, у Анкары есть реальная возможность вступления в ШОС и ОДКБ. Это выглядит куда более перспективно как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения геополитической стабильности: от ШОС до БРИКС и ЕврАзЭС – один шаг, а возможные выгоды от такой многоуровневой кооперации и интеграции, как для Турции, так и для России переоценить трудно.

И очень важно отметить, что Россия, которая выполняет системообразующую и цементирующую роль как в ШОС, так и ОДКБ, своих союзников не «бросает» и не «сливает», и всегда четко придерживается политики защиты и поддержки легитимных режимов – что дает Турции, и Эрдогану лично, возможность получить «надежный тыл», который позволил бы стране вступить на путь долгосрочного развития и укрепления внутренней и внешней безопасности.

Серьезные доводы, чтобы сменить вектор военной безопасности с проамериканского на евразийский – не правда ли?!

Андрей Князев,
специально для News Front