Наши соотечественники, уезжая в 90-е годы на постоянное место жительства в Германию, прибыв в Европу, поначалу испытывали перманентный культурный шок. По сравнению с Россией, в которой тогда всё «бурлило» в водовороте «дикой рыночной экономики», – с затянувшейся эпохой первоначального «накопления капитала», переделом собственности и криминальными войнами «братков», в Германии было на тот момент образцово-социальное государство: высокие зарплаты и социальные пособия, строгие экологические стандарты, низкий уровень преступности и нетерпимости в обществе. Приветливая городская среда европейских городов, на контрасте с серостью и неустроенностью наших, подкупала – заставляла поверить, что в Европе «всё для людей».
Тогда в Германии в пригородах крупных городов порой не закрывали входные двери, оставляли коляски и велосипеды у заборов и магазинов без присмотра, гуляли по вечерам без опаски. Но времена меняются – и сегодня уже в России спокойно оставляют коляски в тамбурах подъездов и по ночам гуляют в парках или катаются на велосипедах.
А в Германии нынче самым востребованным продуктом стали… железные двери – компании, устанавливающие стальные двери и решетки на окнах, за прошлый год увеличили свои продажи на 300-400%! Немцы стали боятся самых обычных вещей: похода вечером до магазина, возвращения детей из школы или жены с работы, поездки в соседний город. Встреча в общественном месте с людьми неевропейской внешности, которых становится в Германии все больше, не сулит ничего хорошего – оскорбления, угрозы, грабежи и насилие среди белого дня стали обыденностью. Стали, как ни печально, частью немецкой жизни.
Как и терроризм – сообщения о взрывах, стрельбе, поножовщине появляются все чаще, заставляя притупляться чувство страха, то есть люди постепенно привыкают. К тому, что взрывают, убивают, захватывают здания – а к этому привыкать нельзя, ведь тогда в понимании людей девальвируется роль государства и силовых структур в обеспечении безопасности личности и семьи, а затем, точно карточный домик рушатся основы общественного устройства, доверие к государственных институтам, и, в конечном итоге, восприятие власти как защитника прав и свобод граждан. Всё это уже было в Германии в конце 1920-х – начале 1930-х годов 20-го века, – и кому лучше, чем немцам знать, чем все это в итоге закончилось?
Однако ужас положения в Европе в целом, и Германии в частности, этим не исчерпывается…
Если еще месяц назад главную угрозу представляли террористы и исламские экстремисты, то сегодня против немцев развернута война «на два фронта» – появились еще и «последователи Брейвика», неонацисты и экстремисты, готовые ответить «террором на террор». Отныне любой: араб, африканец, европеец, может представлять угрозу для общества – например, достать пистолет и с криками «я – немец!» расстреливать прохожих. Или с криками «смерть неверным!», рвануть на себе пояс шахида…
Одна из самых значимых для европейской цивилизации ценность – безопасность, нынче становится обесцененной, «эфемерной», уходя в область демагогии: когда с экранов телевизоров и с разворотов газет звучит одно, а выходя на улицу, человек видит совсем другое. И тогда доверие к власти быстро падает «до нуля» – человек видит уже не политиков, готовых решительно отстаивать национальные интересы государства и его граждан, а «говорящие головы», которые могут только болтать и раздавать обещания.
И с такими политиками войну «на два фронта» Германии не выиграть…
Андрей Князев,
специально для News Front
Нет Комментариев