Главной сенсацией вчерашнего дня стало обнародованное письмо президента Турции президенту России с извинениями за сбитый Су-24. Несмотря на тонкости оригинального текста и перевода, смысл произошедшего однозначен – Эрдоган пошел на попятную.
В этой связи возникают два самых главных вопроса.
- Какие причины заставили турецкое руководство сменить позицию и «пойти на поклон» к Кремлю?
- Смягчится ли позиция России после письма, и потеплеют ли отношения между нашими странами.
По поводу первого вопроса уже есть множество спекуляций – от банальных (проваленный туристический сезон) до замысловато-конспирологических (из-за Brexit и других событий в мире Эрдоган понял, что остался без поддержки один на один с Россией и решил помириться). Какие их ближе к истине, покажет время.
Что же касается второго вопроса, что тут ясности больше.
Вчера комментарии по теме дали две знаковых фигуры – руководители обеих палат российского парламента: Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин. Они озвучили идентичную позицию, которая сводится к тому, что извинения недостаточно и оно запоздало. Турция должна выполнить все три российских условия нормализации отношений (извинения, материальная компенсация и наказание убийцы российского пилота), но письмо – хорошее начало.
И первые признаки некоторого потепления уже проявились.
Анкара анонсировала участие своего министра иностранных дел на саммите Организации черноморского экономического сотрудничества в Сочи 1 июля и его переговоры с Сергеем Лавровым.
А со стороны России вчера же выступил «Газпром», заявивший о готовности вести диалог с Анкарой по «Турецкому потоку».
Со стороны России это даже не шаги навстречу, а просто приоткрывшаяся дверь. Но после семи месяцев полномасштабной заморозки отношений и это выглядит значительным сдвигом.
Теперь самый интересный вопрос – выполнит ли Турция оставшиеся два условия России для полномасштабного восстановления отношений.
Это говорит о чём? Всё о том же! О чём ВВП уже почти сказал на сходняке ЕР. В стиле деда Джо.
«Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего сроссийского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Российской Федерации.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этом противостоянии с Западом общее признание как руководящей силы Российской Федерации среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 2008 и 2014-2015 годах, когда наша экономика падала, Запад пёр на нас бульдозером и мечтал превратить РФ в клочья. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Пиндосией и обеспечит нам покой.
Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Пиндозии. И это доверие русского народа Российскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества — над пиндозией.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
За здоровье русского народа! (Бурные, долго несмолкающие аплодисменты)».
«Прошу вас ценить доверие людей, обещать только то, что можно выполнить, дорожить политической и общественной стабильностью, которой мы вместе добивались во все предыдущие годы».
Интересное прочтение. Только народу нужен не покой путем мира с пиндосией, а выполнение обещаний. Тех же майских указов и многого того, что было обещано до них. Борьбы с коррупцией хотелось бы реальной, с разворовыванием бюджета, повышения ответственности чиновничков всех рангов до отставок и посадок, и, конечно же, обещанной модернизации экономики хотелось бы, слезания с трубы, а также реального суверенитета и независимости от пиндосии, даже ценой лишений. А этому правительству, его финансово-экономическому блоку, этой гайдаровской отрыжке, в самом деле, пора на выход, потому как кроме разгрома собственной страны они ничего сделать не смогут.
Любопытно, вы тоже обратили внимание на эти слова Путина. Не прошли мимо как просто мимо одной из затертых формул, одной из дежурных фраз.
Я так думаю, Путин это сказал от сердца, искренне и с верой и в свои слова и к тем к кому он обращается. (Если он не верит в свои слова — то кто? И кому тогда верить народу? — Выше него никого уже нет)
Однако — я дорого бы дал за то, чтобы узнать — сколько процентов высокопоставленных лиц в зале так же искренне восприняли его слова.
Боюсь, что это единицы. Не очень много.
«Призвание вождя – это величие нации! Удел вождя – скромность! Профессия вождя – точное соотнесение обещаний с их выполнением!» ))).