Для начала буквально несколько слов на отвлеченную тему. Прочитав несколько мнений по поводу предыдущего материала, хочу сказать, что этой самой военно-спортивно-патриотической работой занимаюсь с 2005 года. Хорошо или плохо — вопрос другой. Но то, что изнанку всего этого вроде бы неплохо знаю, в этом сомнений нет. Как нет сомнений в том, что это дело все еще нужное, а уж в последнее время — особенно. Потому со товарищи буду страдать этим делом и дальше. Вдруг чего все-таки путного выйдет, либо на сковородке меньше сидеть придется.

Это в качестве прелюдии. Просто тема изучена, и довольно неплохо. Но — поехали по теме.

В конце прошлого года, вместе со всеми, кто в теме, я радостно приветствовал принятие программы патриотического воспитания на 2016-2020 годы. Радовался и появлению Роскоммолодежи, которая, по нашему общему мнению, должна была стать чем-то вроде пионерии и комсомолии, вместе взятых.


Однако, чем дальше, тем становилось почему-то печальнее. Я дела местные и местечковые оставлю на потом, а начну с самого документа.

Вот скажите: многие ли прочитали, да еще вдумчиво, эту программу? Я изучил. Причем весьма и весьма внимательно. И, так как документ огромный, с кучей цифр, то дабы не обременять многословием читающих, я сделал что-то вроде выборки. Выжимку от воды, всегда присутствующей в таких документах.

Из части второй можно уяснить, что с 2001 года благодаря государственным программам была создана система патриотического воспитания. И основная цель — дальнейшее улучшение работы в этом направлении. Короче, вода.

А вот цели и задачи Программы позволю привести целиком. По тексту документа.

III. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

продолжить совершенствование системы патриотического воспитания с учётом научной разработки современных инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях;

совершенствовать нормативно-правовое, организационно-методическое и информационное обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;

шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, неформальные группы молодёжи и отдельных граждан;

повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

развивать и совершенствовать систему военно-патриотического воспитания граждан, вырабатывать перспективные формы и методы для повышения престижа военной и правоохранительной служб;

развивать материально-техническую базу патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих, воинских и служебных коллективах и общественных объединениях;

повышать вклад (роль) средств культуры и массовой информации в патриотическом воспитании граждан.

Решение указанных задач предполагается осуществить путём реализации программных мероприятий согласно приложения №1 (мероприятия определяются федеральными органами исполнительной власти, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Аплодируем? Однозначно. Все расписано вроде бы четко и без лишних букв. Правильно и логично. Исключение составит только это приложение № 1, но о нем чуть позже.

Дальше начинается уже интересное. Основные направления реализации программы. Подчеркиваю жирно, что Программа учитывает уже сложившуюся структуру патриотического воспитания.

Раздел 1. Научно-теоретическая и методическая база патриотического воспитания с учётом инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях.

Это направление предполагает продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности, разработку учебно-методических пособий, рекомендаций, учебных и специальных программ и методик развития инновационных форм и методов патриотической работы с молодёжью.

Еще, кстати, порадовала необходимость научного обоснования воспитания патриотизма.

Если в целом, то пункт 1 — пустая болтовня, посвященная теоретическим изысканиям, разработкам и обоснованиям. Но простите, у нас же существует уже система! Как же так?

А так. В конце станет ясно, когда перейдем к финансам.

2. Взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в интересах патриотического воспитания.

Здесь все понятно. Тоже ничего не содержащая, даже минеральных солей, дистиллированная вода. Разработки, развитие, совершенствование форм, перенимание передового опыта и прочая, прочая.

Раздел 3. Формирование патриотического мировоззрения через развитие патриотически ориентированных исторических знаний граждан Российской Федерации.

Вот здесь, наконец-то, пошла конкретика. Тут и повышение интереса к военной истории Отечества, и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, и сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества.

И появились первые упоминания о том, что будут проводиться конкретные мероприятия.

Всероссийские конкурсы, семинары, конференции, выставки и экспозиции, посвященные историческим событиям России.

Неплохо.

Раздел 4. Повышение роли учреждений образования, культуры и средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан.

Вот, думал, что тут даже не окоп будет вырыт для образований типа того же «Военного обозрения», а целая траншея. Однако, если отбросить первоочередные задачи вроде совершенствование механизмов и форм в пропаганде патриотизма, обновления баз данных, мониторинга интернет-сайтов и блогосферы, то ничего там такого обнаружить не удалось.

А подпункт, где говорится о «Противодействии всем попыткам дискредитации, девальвации, патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве», вообще вызвал усмешку. Понятно, что у нас противодействуют только под пистолетом. А самостоятельно — никак.

Но дальше пошло самое интересное. Это механизм исполнения программы. Тут надо пояснить немного. Все задействованные организации делятся на несколько групп. И в зависимости от группы, получают что? Правильно, финансирование целевых программ из бюджета. Это очень важный момент.

Самым главным, то есть координатором проекта, является Федеральное агентство по делам молодежи.

Оно, агентство, проводит мониторинг качества и эффективности Программы, разрабатывает и внедряет систему отчетности о выполнении мероприятий, осуществляет контроль, запрашивает у исполнителей, соисполнителей и участников Программы информацию, необходимую для подготовки отчета о реализации Программы, готовит ежегодный доклад о состоянии сферы патриотического воспитания в России и предоставляет его в Правительство Российской Федерации.

Далее следуют Основные исполнители Программы.

Основными исполнителями Программы являются:

Министерство образования и науки Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации.
Министерство культуры Российской Федерации.
Федеральное агентство по делам молодежи.

Основные исполнители тоже разрабатывают ведомственные программы и планы, утверждают соисполнителей, организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ, привлекают к реализации мероприятий общественные организации и некоммерческие организации, составляют отчеты для Координатора проекта.

Если в двух словах — бумаготворчество. Но в масштабах страны. Представить, сколько человек будет занято составлением планов, согласований, отчетов и прочего, сказать сложно. Но очевидно, что строительство патриотического воспитания ставится с небывалым размахом. На бумаге.

Здесь возникает вопрос, а кто такие соисполнители Программы? Это те, кто при деле. Кто будет участвовать в Программе, пусть не на высшем уровне, но будет принимать участие в разработке и прочих делах. Вот список, в котором я позволил себе выделить те ведомства, которые вызвали не то чтобы удивление, скорее, восхищение.

Соисполнители Программы:

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Министерство спорта Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Федеральное агентство лесного хозяйства.
Федеральное архивное агентство.
Федеральное агентство по рыболовству.
Федеральная таможенная служба.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Все могу понять, и Госнаркоконтроль, и ФСБ, но Минсельхоз-то при чем? Вместе с Министерствами по рыболовству и социальной защите? Да и участие МИДа как-то слегка удивляет. На всех пирог делим?

А теперь перейдем к самому главному. К деньгам.

Общий объем финансирования Программы в 2016—2020 годах составит 16 665 568 000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 15 740 568 000 рублей, а также 92 500 000 рублей за счет внебюджетных источников.

Цифры, что ни говори, впечатляющие. 16 с половиной миллиардов — это много. Однако если внимательно и с калькулятором изучить приложения к Постановлениям, в которых расписано, куда и на что за эти 5 лет будут потрачены деньги, то оптимизм несколько того… улетучивается.

На исследования, мониторинг и анализ эффективности, разработку методических пособий будет потрачено 48,3 млн. рублей.

Семинары, совещания, конференции, курсы повышения квалификации — 99 млн. руб.

Создание теле- и радиопрограмм — 16 млн. руб.

Видеофильмы — 61,4 млн. руб.

Кинофестивали — 35,5 млн. руб.

Выставки — 47 млн. руб.

Фестивали различного содержания — 77,3 млн. руб.

Книги, пособия, методички — 19,45 млн. руб.

Конкурсы — 93,5 млн. руб.

Молодежные акции патриотической направленности — 154,5 млн. руб.

Передвижной мультимедийный комплекс-выставка — 7 млн. руб.

Интегрированная система предоставления данных о воинских захоронениях — 50 млн. руб.

Автопробеги — 12,5 млн. руб.

Проведение балов — 7,8 млн. руб.

(Я не против проведения кадетских и прочих балов, не подумайте, но все-таки…)

Сборы организаторов военно-спортивных, студенческих и прочих отрядов — 4 млн. руб.

Киберсоревнования по игре «Танки» — 2 млн. руб.

Да простится мне, но все это (особенно флагомашество) я считаю как бы балластом. Кто и где будет смотреть эти фильмы и читать методички и пособия — дело второе. Равно как более чем сомнительно, что на кинофестивали будут ломиться толпы молодежи. Да и на конкурсы чтецов.

Но есть вещи, которые более весомы, с моей точки зрения.

Госзаказ на экспонаты для музеев — 51,5 млн. руб.

Почему Госзаказ включили сюда, сказать сложно. Но хуже от этого точно не будет.

Исторические экскурсии — 250 млн. руб.

Наблюдая в Монинском музее детей, привезенных по президентской программе, с горящими глазами возле Ил-2 и прочих экспонатов, скажу, что дело нужное.

Программы, связанные с казачеством, — 128 млн. руб.

(Казаков специально поставил отдельно, потому что там все в куче — от песен и плясок до рубки шашками.)

А дальше, собственно, непосредственно патриотическая работа «на местах». Деньги по указанным статьям будут выделяться на конкурсной основе. Это вполне понятно.

Реконструкторы — 100 млн. руб.

Волонтерские организации — 88,5 млн. руб.

Поисковые отряды — 40 млн. руб.

Поисковики советских воинов на Эльбрусе — 1,5 млн. руб.

Организации туристического и краеведческого характера — 45 млн. руб.

Экспедиции этнографического, геологического и археологического характера — 39 млн. руб.

Спортивные и военно-прикладные соревнования — 60,3 млн. руб.

Учебная плавательная практика юнг и кадетов патриотических клубов морской направленности на учебных парусных судах — 18 млн. руб.

Собственно, все. На поддержку самих ВПК статьи отыскать не получилось. Да, остаются так называемые «внебюджетные источники», местные бюджеты (из которых что-то добыть порой нереально) и самый главный источник финансирования — правильно, личные средства.

Конечно, ждать от такой огромной федеральной программы большего внимания к «низам» было бы глупо. Внизу, именно там, где у нас и размещаются ВПК, должны работать местные органы управления. Областные, районные, городские. С соответствующими бюджетами.

Но… не возьмешь ты с полки денег, если их туда не клал. Это я о местных бюджетах.

Вообще, программа неплохая. Особенно если закрыть глаза на то, что основное количество денег просто улетит в трубу. Все эти пособия и методички, которые никто не будет изучать, радиопрограммы, которые никто не будет слушать, фильмы, которые никто не увидит. Про семинары и симпозиумы, на которых будут вдумчиво обсуждать проблемы возрождения патриотизма, даже говорить не хочется.

Кому-то повезет, кому-то нет. Кто-то посетит исторические места нашего героического прошлого, кому-то дадут денег на проведение реконструкции. Вообще, за реконов можно порадоваться. На сто миллионов можно много представлений провести. А сегодня реконструкторы, по моему мнению, очень важное звено именно в сохранении памяти.

В остальном же всё как всегда. Верхушка всего действия запланирована красивая и значительная. Однако на самом патриотическом воспитании она абсолютно не скажется. Воспитанием и конкретной работой как занимались люди, бесконечно далекие от всех этих семинаров, конкурсов и фестивалей, так и будут заниматься. Кто насколько сможет.

Я специально узнал планы сразу в трех близких мне ВПК. Один создан бывшими служащими ВВ, второй от общества ВДВ, третий — поисковики. Спросил, как насчет участия в программе. Двое про нее не слышали вообще, третий слышал, но ни на что не рассчитывает, так как не подходит по профилю. А насчет участия в мероприятиях все сказали одно: на какие шиши? В бюджетах районов — ноль. Все только за свой счет.

Вот и выходит, что там, наверху, будут пять лет думать, как разводить патриотов в России. Но патриоты не кролики, к сожалению. А значит, воспитывать тех, кто потом сможет стать нормальными россиянами, снова придется нам. Родителям и просто неравнодушным. И за свой счет обувать, одевать, покупать снаряжение, оплачивать поездки, экскурсии и так далее.

А мы это все равно будем делать. Деваться некуда. Мы все равно можем привить любовь к Родине лучше, чем самый дипломированный специалист в школе или профильном заведении. Потому что мы это делаем от души и без методичек.