Последние месяцы все чаще приносят обнадеживающие новости из США.

 

За 25 лет мировой гегемонии Штатов Россия очевидным образом и закономерно – в силу потери статус сверхдержавы – выпала из фокуса их внимания и расположилась в длинном ряду государств второго (если не третьего) эшелона. Это повлекло за собой очевидные последствия – сокращение расходов на специалистов и вообще бюджетов на российское направление работы, упадок советологии и ее постсоветской наследницы, и т.д. и т.п.

 

В результате с весны 2014 года – момента резкого обострения отношений между нашими странами – американская позиция и политическая линия в отношении России выглядела странно. Она то применяла уже многократно отработанные методы давления, то сменяла гнев на милость, то металась из стороны в сторону в официальных выступлениях – от примирительного тона до самых жестких обвинений. Из России это было похоже на истерику человека, который попал в крайне нестандартную для него ситуацию, в которой не работает ни один привычный ему прием.

 

Это было вовсе не забавно, поскольку в данной роли выступала мировая ядерная сверхдержава, привыкшая за последние 25 лет любые проблемы разрешать силой.

 

Однако, похоже, кризис миновал, и самый опасный период мы уже прошли. Американская политическая система и американское государство осознало, приняло и теперь заново привыкает к новому статусу России на международной арене, где она ускоренными темпами возвращает себе статус мировой державы.

 

Судя по всему, американцы не мудрствовали лукаво и стали использовать старые лекала, лекала Холодной войны – и формально, и по существу.

Вчера в США произошло два примечательных событий.

 

Во-первых, Барак Обама внес в Конгресс проект бюджета на 2017 года. И среди прочего он включает в себя 4,3 млрд долларов на «противостояние российской агрессии и поддержку европейских союзников».

 

Кстати, не бог весть какая сумма.

 

А во-вторых, в Сенате США выступил директор национальной разведки Джеймс Клаппер, существенная часть речи которого была посвящена России.

 

Клаппер обвинил Россию:

 

а) в информационной войне, «раздувании антиамериканских и антизападных настроений».

 

б) в нарушении договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).

 

в) в возможном применении «киберпотенциала в Сирии и на Украине».

 

И в целом, глава американской разведки заявил о возможном начале новой «холодной войны» с Россией.

 

И это вовсе не так плохо, как может показаться на первый взгляд.

 

Холодная война была периодом, когда США и СССР разговаривали друг с другом и учитывали позицию друг друга. Там было жесткое соперничество, местами переходившее в локальные войны на территории третьих государств, но это соперничество шло по определенным правилам. У него было ограничения и красные линии.

 

Это именно то, чего так не хватает современному миру и конкретно США – понимания, что нужно слышать мнение другой стороны и договариваться. И тогда есть надежда, что нам удастся пройти этот период глобальной турбулентности без катастрофических последствий.

 

Ирина Алкснис