Вчера президент Турции прибыл с двухдневным визитом в Саудовскую Аравию. Первым же весомым результатом поездки стало создание совета стратегического сотрудничества, целью которого является «качественный скачок в саудовско-турецких отношениях».
Обе страны входят в новый год в непростой ситуации. И если о проблемах Турции в той или иной степени известно в России, то Саудовская Аравия во многом является terra incognita.
Вчерашний день принес сразу ряд новостей, которые обнажают ту непростую ситуацию, в которой оказалось королевство в связи с падением цен на нефть. А именно эта причина, в значительной степени, лежит в основе саудовских затруднений.
Саудовская Аравия сверстала бюджет будущего года из расчета 29 долларов за баррель нефти.
При этом дефицит бюджета прогнозируется на уровне 87 млрд. долларов. В уходящем же году бюджетный дефицит достиг рекордных 98 млрд. долларов.
Это, безусловно, тяжелейшая нагрузка на государственные резервы. Однако они у саудитов одни из самых крупных в мире (третье место в мировом рейтинге).
Так что, несмотря на быстро тающие резервы, не стоит недооценивать их запас прочности. Предупреждение МВФ даже при нынешних темпах их расходования содержит аж пятилетний срок угрозы исчерпания казны.
Государство инициировало масштабную программу реформ, которая, по мнению экспертов, «положит конец существованию государства всеобщего благосостояния». В частности власти Саудовской Аравии на 50-80% увеличат стоимость нефтепродуктов, продаваемых внутри страны и примерно на 70% — стоимость электричества и воды.
Уже повышены цены на бензин внутри страны на 40%.
В то же время было бы весьма наивным полагать, что королевство и его экономика находится на грани обрушения.
Участники нефтяного рынка убеждены, что именно саудиты являются главным лоббистом сохранения текущих уровней добычи в ОПЕК. А саудовские представители этого практически и не скрывают, заявляя, что королевство лучше кого бы то ни было подготовлено к периоду низких цен на нефть.
Больше похоже на то, что Саудовская Аравия вполне адекватно оценила стоящие перед страной (и миром) вызовы и проблемы и приняла решение двигаться по стрессовому для себя (и всех остальных нефтяных стран) сценарию, полагая, что у нее хорошие шансы оказаться в роли толстяка, который усохнет, в то время как худой сдохнет.
Дополнительный импульс во взаимоотношениях с Турцией является еще одним свидетельством того, что королевство вовсе не намерено просто отсиживаться в углу, пережидая период низких нефтяных цен, а ведет собственную активную геополитическую игру.
Нет Комментариев