Мораль, философия и психология народа США в значительной степени религиозны и философичны. В США 92% людей – верующие. Философский брэнд США «прагматизм» так же насквозь пронизан религией, как протестантской, так и католической. Чтобы лучше понимать американцев, да и народы вообще, необходимо знакомиться с их верами и философиями, если таковые наличествуют..А зачем их понимать? Как зачем…они же наши «партнеры»! В чем партнеры? Хотя бы по ядерному «клубу»! Именно эти «партнерские» отношения есть гарантия того, что мир на Земле и человеческая цивилизация пока сохраняются.
Н а ч а л о
Началом заселения территории США считается 1624 год. Первые переселенцы: англичане, ирландцы, шотландцы, голландцы, шведы, немцы. Основная масса переселенцев шла из Англии. Пуритане (от лат. purus – чистый), радикальные сторонники реформации католической, а затем и англиканской церкви, — составляли организационно-моральное ядро переселенческого потока.
Первые самоуправляемые колонии пуритан появились уже в 1639 году в Массачусетс, Коннектикут. Морально-духовная атмосфера в этих колониях характеризовалась сильной олигархической теократией, нетерпимостью к инакомыслию.
Основателем другой колонии на Род-Айленд был философ-теолог англоязычного мира Роджер Уильямс (1603-1683). В отличие от других философов — Т. Гоббса (1588-1689) и Д.Локка (1632-1704), постулировавших идею «божественного происхождения государства», Уильямс не только обосновал принцип свободы и равенства во всех областях – от права собственности на землю и участие в госуправлении, но и распространил эти права на чернокожих жителей и индейцев. В то время политический режим на Род-Айленд в то время был самой свободной общиной на земном шаре. Идеи Уильямса опередили время на сто с лишним лет! Рабство темнокожего населения было отменено лишь после Гражданской войны 1861 года. А коренные жители Америки индейцы стали полноправными гражданами лишь в начале века 20!
Особая заслуга в развитии собственно американской демократической идеологии принадлежит писателю и философу Томасу Пейну (1737-1809), который проповедовал достоинства реального общественного договора и незыблемость прав и свобод человека как естественно ему принадлежащих. Он обосновал необходимость «ограниченного правительства» т.е. народного контроля над политической власть в государстве.
Сторонники естественно-правовой концепции прав и свобод личности были выдающиеся философы и деятели своего времени: Д.Адамс (1735-1836), Б.Франклин (1706-1790), А.Гамильтон (1755-1804), Т. Джеферсон (1743-1826). Известный тогда философ Локк, в своем произведении «Два трактата о правительстве», первый в мире выдвинул учение о разделении властей, которые были не равноправны.
Американцам тогда понравился другой вариант французского философа Шарля Монтескье (1689-1755) – о равноправном разделении властей: «Политическая свобода может обнаружиться только там, где нет злоупотребления властью». – «О духе законов».
Учение Монтескье нашло свое практическое применение в системе «сдержек и противовесов», которая применяется и поныне на всех уровнях американского государства. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти наделены возможностями взаимоконтроля в разных формах и разными способами, причем изменения и дополнения происходят и сейчас.
В ходе Американской революции за Независимость 1776-1779 годов были приняты выдающиеся для своего времени документы: Декларация прав Вирджинии в июне 1776 г. и Декларация независимости в июле того же года. Причем Билль о правах Вирджинии являлся первым в мировой истории классическим и государственным определением прав человека. Автором Декларации независимости был Томас Джеферсон – родоначальник идейно-демократической традиции США.
Впечатляет вторая часть Декларации: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: Все люди созданы равными и наделенными Творцом определенными естественными правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». «Права» не действовали, однако, в отношении женщин, чернокожих и индейцев. Начало двойным стандартам положено. Святая святых Декларации: «Стремление к счастью».
Важнейшее значение имело также положение Декларации о том, что народ не только имеет право свернуть неугодное ему правительство, но и при определенных обстоятельствах обязан сделать это.
Впрочем, следует отметить, что и сами «отцы-основатели» по мере утверждения в стране республиканского строя укрепились во мнении, что «право на революции исчерпало себя в США и сохраняет значение только в государствах, где еще не установилось господство представительных форм правления».
Таким образом, морально-этическое основание для будущих госпереворотов и «цветных революций» вовне было заложено!
Теперешние внешнеполитические круги США – наследники британского колониального принципа: разделяй и властвуй. Величественная Индия, кладезь мировой духовной культуры, 200 лет, начиная с середины 18 века по середину 20-го, находилась под британским колониальным игом. В Индии — сотни народов и народностей, множество религий. Англичане умудрились разбить страну на десятки национальных и религиозных княжеств. Всячески «подтягивали», прикармливали местную элиту, отправляя их детей и значимых родственников на учебу и проживание в Англию. То же «подтягивание» практикуют американцы в отношении элиты украинской: Ющенко,Тимошенко, Порошенко, Яценюк и прочие типа Наливайченко, — все под штатовским крылом. Хозяин – «дядя Сэм» их крышует…вот они и действую «по беспределу». Что там «югославский сценарий» 1999-2008 годов? Есть еще и «индийский», а так же — «индейский»!
Свой опыт приспособления к объективной реальности американцы заимствовали у англичан…так называемая англо-саксонская модель. Это вполне естественно — близкие по духу и культуре и языку народы! А чем близки нынешние американская и украинская элиты? Только ксенофобией! Фобиями в отношении разных народов американцы страдали всегда…достаточно упомянуть их отношение к американских индейцем. Как говорил герой Гражданской воны 1861-1865 годов генерал Филипп Шеридан: «Хороший индеец тот, кого я вижу мертвым!»
Американскую стратегию полного уничтожения инфраструктуры сопротивляющегося геноциду индейского народа переняли украинские властные структуры. Имеется в виду тотальное уничтожение систем жизнеобеспечения жителей Луганской и Донецкой областей. Аналоговая американская модель есть! Главным источником жизнеобеспечения индейцев были бизоны, поголовье которых, по разным источникам насчитывало от 30 до 70 миллионов голов в начале 19 века. Все они были истреблены в период с 30-х по 80-е года того же века как охотниками, так и армией США. Затем индейцев загнали в резервации – полукриминальные анклавы… А фильтрационные лагеря для русскоговорящих жителей Юго-Востока существуют ли на Украине? Есть попытки их создания и практика «зачисток» лиц, сочувствующих «сепаратистам» и «террористам».
Протестантизм
Первые самоорганизующиеся общины 17 века пуритан-протестантов являлись теми дрожжами, благодаря которым взращивался и мужал «американский характер». Согласно протестантизму основными симптомами «избранности» являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою «богоизбранность» создало сильнейший стимул предпринимательству. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Согласно одному из основоположников протестантского движения Лютеру (1483-1546), получить меньшую прибыль при возможности получения большей – значит согрешить перед Богом (!). Особой добродетелью считалась бережливость – расточительность или невыгодное вложение денег считались греховны. По протестантизму лучший способ угождения Богу – получение возможно большей прибыли. Протестанты всегда выступали против секуляризации школы. Фундаментальный протестантизм всегда осуждал театр живопись, светскую литературу, развлечения как непродуктивную трату времени и средств. Однако эти виды деятельности считались нравственно оправданными, если становились источником дохода. Замечательная финансово-религиозная логика! А если война приносит доход, она тоже богоугодна?!
Мировой центр протестантизма – США. Здесь находятся штаб-квартиры баптистов, адвенденистов, иеговистов и других. Все (кроме католика Джона Кеннеди) президенты США – протестанты. Теперешний президент Обама – так же протестант, но скрывает конкретную конфессиональную принадлежность.
Протестанты-конгреционалисты сыграли значительную роль в возникновении Гарвардского, Йельского и др. колледжей.
Католицизм
Первая католическая колония возникла на территории США в 1656 году (Мэрилэнд). Вплоть до 1833 года Англиканская и Католическая церкви подвергались гонениям со стороны протестантов и были вне закона. Что поделать – протестантская «свобода вероисповедания», куда ж от этих двойных стандартов деваться то. Однако в ходе Американской революции за независимость католики показали себя патриотами США и были реабилитированы законодательно в 1833 году.
Процесс постоянных духовных войн с протестантами наложил свой уникальный отпечаток на католицизм в США, который значительно усилился в связи с массовой эмиграцией католиков из стран Европы во второй половине 19 и в начале 20 веков. Число католиков стало превышать протестантов на несколько миллионов человек. А с 1908 года они стали автономны от Ватикана и образовали самую многочисленную католическую общину в мире – более 40 миллионов человек. Имущество католической общины США оценивается в 100 млрд. долл., ежегодный доход – 15 млрд…
В целом, американские католики занимают более умеренные политические позиции, нежели протестанты и имеют свое лобби в конгрессе – католическую группу по связям в конгрессе. Довольно значительная часть американской общеобразовательной системы принадлежит католикам в лице ордена иезуитов: 500 католических вузов, из которых только 200 готовят священников. Наиболее престижные университеты: Нотр-Дам, Джоржтаун. При Фордхэмском университете существует институт изучения России.
Католицизм в США превратился в субкультурный феномен: общее число католических журналов – более 300, десятки радио и телестанций, Национальное католическое агентство по кинематографу, сеть театральных, музыкальных, художественных вузов. Искусство и культурную жизнь американские католики не считают пустой тратой времени.
Американский католицизм имеет очень большое влияние в среде профсоюзов, военных, юристов. Во время 2 мировой войны армия США была наводнена католическими капелланами. Американская военщина на протяжении 19, 20, 21 веков десятки раз осуществляла военные вторжения на территории независимых государств. Моральное обоснование для подобных действий можно найти в католицизме. Это так называемая доктрина о «справедливой войне». При ее создании было использовано произведение св. Августина (354-430) «О граде божьем», в котором выдвинуты 3 условия «справедливой войны»: уверенность в правоте, уверенность в победе и уверенность в том, что нанесенное зло будет меньше того, которого удастся избежать с помощью войны. Католическую концепцию «справедливой войны» развил Фома Аквинский (1225-1274), уточнив в каких случаях война не является грехом. Опираясь на доктрины этих католических святых, церковь считала, что война является «справедливой» если она отвечает 6 условиям (!): она должна быть объявлена законным правительством, должна вестись за правое дело и с соблюдением определенных пропорций в нанесении ущерба военными действиями, должна быть начата с намерением заключить справедливый и прочный мир, должна быть последним средством, к которому прибегли после исчерпания всех возможностей мирного решения конфликта, должна обладать разумными шансами на успех, должна вестись моральными методами (например, нельзя убивать без разбора людей не участвующих в военных действиях).
Только в 1963 г. Иоан ХХIII в энциклике «Пацем ин Террис» осудил любую без исключения войну как преступление против человечества. Но на протяжении почти 2 тысяч лет эта доктрина работала! и массовое уничтожение европейскими колонизаторами коренных жителей Северной, Южной Америк, Африки и Азии лежит на совести Запада. Такие вот западные христианские «пироги» «любви к ближнему». Наверное, исходя из этой «любви» заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд кормила пирожками толпу антиправительственных мятежников на Майдане.
Впрочем, к чести американского народа, следует упомянуть о протестантской общине квакеров («Общество друзей»), деятельность которых вызывает уважение здравомыслящих людей всего мира. Это движение возникло в Англии среди городской бедноты, основано Дж. Фоксом (1624-1621). Начиная с 1656 года, квакеры начали переселяться в США. В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого человека присутствует Бог («внутренний свет», «внутренний Христос»). Человек способен его чувствовать и следовать божественному призыву. У квакеров отсутствует сложная догматика, в своей вере они исходят прежде всего из реального опыта богопознания.
Квакеры подвергались гонениям не только со стороны светских властей, но и других протестантских организаций вплоть до 19 века. Они разработали доктрину абсолютного бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергая всякое насилие…даже в целях самозащиты! Простая логика: поскольку в каждом человеке присутствует «божественный свет», то убийство человека означает убийство Бога. Квакеры никогда не берут в руки оружие, выступают против роскоши, чинопочитания, присяги, не дают клятв, стремятся к максимальной простоте в речи, одежде, поведении, требуя от каждого своего последователя безусловной искренности, правдивости. Квакеры проповедуют полную религиозную терпимость, поскольку считают, что все люди – язычки, христиане, неверующие – являются носителями «божественного света» и святы в одинаковой мере. Особое внимание они уделяют антивоенной, филантропической деятельности.
Несмотря на свою относительную малочисленность по сравнению с другими протестантскими церквями, квакеры оказали заметное влияние на религиозную и культурную жизнь не только США, но и Западной Европы. В 1947 году американским и английским квакерам была присуждена Нобелевская премия мира.
Вторая половина 19 века. США. В результате Гражданской войны 1861-1865 гг. рабство было отменено, бизоны истреблены, индейцы усмирены. Пора, как говориться, выходить на «большую дорогу»! Американцы, следуя английской колониальной традиции, захватывают островные территории: Гавайские острова в1893, и в 1898 году Гуам, Пуэрто-Рико, Филиппины, успев захватить часть территории Мексики в 1845-1846 гг. Таков тогда был инстинкт молодого империалистического разбойника, реализация доктрины «доверия к себе» писателя-философа Р.У. Эмерсона (1803-1882).
Философия
Наряду с внешней военной экспансией синхронно начинается выход на мировую философскую арену собственно американского мыслительного продукта «прагматизма». Мак-Кош (1811-1894), американский историк философии: «Никаких систем Вселенной, от которых нас уже тошнит, практическая наблюдательность и изобретательность янки, его целевая установка – чем вещь является. А если она имеет ценность, то следует предпринять меры к тому, чтобы овладеть ею».
Прагматизм выступил не просто как философская концепция, прежде всего как популярное «жизневозрение», оправдание и пропаганда того, что именуется «американским образом жизни». Центральный тезис прагматизма: значение и истинность любого понятия определяются тем, какие практические последствия из него вытекают. Основатели прагматизма: Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914), Уильм Джемс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952). Одна из сильных сторон американского прагматизма (Джемс, Дьюи) в том, что философы старались говорить для американского народа, писали на языке своих сограждан. В США и сейчас более 2000 философов ничем себя не проявивших, но активно занимающихся пропагандой.
Прагматизм религиозен и апеллирует одновременно к богу, науке и к «оптовому торговцу» одновременно. Появление прагматизма предвидел К.Маркс: «Представляется совершенно нелепым сведение многообразных человеческих отношений к товарно-денежным..». Тем не менее, прагматизм в 20 веке вышел за пределы США и распространился на Англию, Италию (Дж. Папини), Чехословакию (К.Чапек), Китай (Ху Ши).
Одним из первых значимых американских философов был Джосайя Ройс (1855-1916). В его философии причудливо слились самые разные направления философской мысли: идеализм, персонализм, прагматизм. «Наше благо лежит в знании Вечного». В дуалистическую картину идея (объект) — цель (субъект) Ройс включил элемент их связи: язык и социальное использование символов, а так же социальное отношение людей. Противоречия объект-субъект опосредуются «интерпретацией», т.е. истолкованием каждой из них для другого и образуют Сообщества Интерпретации. В реальной жизни «сообщества интерпретации» обнаруживаются на рынках современного социального мира и лежат в основе дипломатических отношений нации. Сам Ройс высшую форму этих «сообществ» видел в церковных общинах кальвинисткого (протестантского) типа.
«Великое сообщество» — мечта Ройса о конечном единстве целей когда «лояльность и любовь торжествуют над войной и конфликтом,..когда конкуренция и несогласие тают под действием благотворного тепла кооперации и гармонии». Практические средства для осуществления этих «тепла и гармонии» он видел в страховании (!), трактуемом как триадическое отношение страхователя, застрахованного и наследника (!). Очень интересен пассаж Ройса из книги «Калифорния: исследование американского характера»: «Божественно именно Государство, социальный порядок. Мы – просто прах, если этот социальный порядок не одаряет нас жизнью…».
«Социальным порядком» озабочен так же основоположник прагматизма Пирс. По Пирсу думать, анализировать и морализировать вовсе не обязательно (!?), достаточно обладать «прагматической верой», устраняющей сомнения…тогда и действие будет правильным. Для закрепления веры, верования Пирс предложил 3 метода: «метод упорства», «метод авторитета», «научный метод».
В контексте «социального порядка», «общего согласия» просто шокирует его античеловеческий «метод авторитета»: «Пусть действует тогда воля Государства, а не воля индивида. Пусть будет создано учреждение, предназначенное излагать народу правильные доктрины, постоянно повторять их, и преподавать их молодежи, обладая в то же время властью предотвращать преподавание, защиту или изложение противоположных доктрин. Пусть будут устранены все причины изменения мнения людей. Пусть они коснеют в невежестве, чтобы они не имели оснований думать иначе, чем они думают. Пусть будут мобилизованы их страсти, чтобы они принимали частные и необычные мнения с ненавистью и ужасом. Затем с помощью устрашения заставьте всех людей, которые отвергают установленные мнения, хранить молчание…Когда полное согласие не может быть достигнуто иначе, поголовное избиение всех тех, кто не мыслит определенным образом, оказывается весьма эффективным средством для установления общего мнения в стране » (!!). (Pearse Ch. Collected Papers.vol.1-VIII. Cambridge .т V, стр. 235-236).
Весь этот прагматический пассаж один в один описывает происходящие на Украине события: истеричную антироссийскую ложь украинских СМИ, блокирование российских телеканалов, гибель, постоянные задержания российских журналистов, изгнание коммунистов из парламента, сожжение людей в Одессе, массовые избиения в Харькове, Мариуполе, стирание с лица земли городов Донбасса и Луганской области. Фашизм, бандеровщина? А что же еще?
Да что там Украина… «незалежной» — всего 23 года отроду. В истории мирового оплота всеобщей демократии и прав человека США случались вещи, за которые стыдно было бы даже, наверное, Гитлеру, поскольку речь идет о собственном народе. В 1985 году в Филадельфии против негритянского религиозно-этнического движения «Mоve» полиция с вертолета применила мощнейшую авиационную бомбу «Товес-2». При ее взрыве возникает температура в несколько тысяч градусов, что обеспечивает необходимую «эффективность». Заживо сгорели 11 человек, из них 5 детей. Полностью сгорел жилой квартал из 60 домов. Общий ущерб — 7 мл. долл… Никто из полицейских не был наказан! Об этом событии рассказано в документальном фильме Джейсона Ордера «Гори все огнем!», в этом году выходящем на экраны. Есть ли здесь связь с событиями в Одессе в мае 2014? Моральная связь, безусловно, есть, ведь Украина находится в режиме ручного управления посольства США в Киеве.
Философия прагматизма оказывала и оказывает влияние не только на американскую политическую элиту, но и на гражданское общество в целом. Уильям Джемс – подлинный апостол прагматизма, обладал талантом популяризатора, как своих произведений, так и творца прагматизма Ч.Пирса. Он пришел в философию из психологии и был известен в мире как психолог, которого ценил Карл Густав Юнг. Джемс первый в мире ввел в широкий оборот учение о «потоке сознания» («Основание психологии»), представил миру масштабную картину религиозной психики («Многообразие религиозного опыта»). «Психика не зеркало хотя бы и кривое, пассивно отражающее внешние отношения, она средство выживания, подразумевающее инициативу мыслящего существа». Этот тезис Джемса несомненно используют американские политики, ведь они считают себя «мыслящими существами». Американская политическая «инициатива» бьет ключем в виде устройства «цветных революций», военных вторжений, нанесения авиаударов, госпереворотов.
Джемс, с одной стороны, упростил прагматизм, а с другой – довел его до логического конца, сформулировав «теорию истины», включающую в себя 5 тезисов:
- Истина создается в процессе проверки идеи.
- Истина – то, что «работает», имеет практическое последствие, отвечающее нашим ожиданиям.
- Истина – это полезность.
- Истина может также основываться на доверии («кредитная система доверия»).
- Истина должна быть совместима с предыдущими истинами и новыми фактами.
Браво! Дух наживы загулял уже и в философии: у Ройса в системе страхования, у Джемса – в «кредитной системе доверия»!
Тем не менее, философы-прагматисты Дьюи и Джорж Герберт Мид (1863-1931) внесли весомый вклад в развитие американской социальной психологии, разработав концепцию личности: социальное «Я» (I), и собственно «Я» (me). Эта концепция была разработана на «фундаментальном парадоксе сознания» Ройса: «Я — индивидуально только в силу отношения к другим». Джон Дьюи пытался разработать концепции «творческой демократии» и «религиозной реконструкции». Но как это сделать, если в отношении природы человека иметь следующий взгляд: «Подобно греческому рабству или феодальному крепостничеству война и существующий экономический режим суть социальные формы, вплетенные в материал инстинктивной человеческой деятельности…обычай доставляет механизм и цели. Война была бы не мыслима без злобы, драчливости, соперничества, стремления показать себя и тому подобных врожденных тенденций…» (Dewey J. Human nature and Conduct. New York.1922, стр.110).
Дьюи отрицал значимость целей, которые должно ставить себе человечество, попытки раскрытия закономерностей человеческого развития, общественное предвидение: «Мы действуем – и это все!» (!). Так это же типичная стратегия почти всех американских правительств последних ста лет! «Мы действуем…»: во Вьетнаме, Афганистане, Иране, Югославии, Ираке, Ливии, Египте, Сирии…Где же США были успешны?
Только в Югославии 1999-2008 годов! Разбили приличную (территориально) по европейским меркам страну по национальным закуткам. Новообразования поставили в вассальную зависимость от себя и ЕС, создали военную базу в Косово. Вот и весь сказ… Провал ожидает США и на Украине, хотя американцы собираются «воевать до последнего украинца» — американцы «действуют», мы противодействуем.
«Мы действуем…». Как по-детски безответственно, не умно… и печально для людей, государства и правительства которых попали в сферу интересов США.
Хорошо известен в мировых философских кругах критический реалист Джорж Сантаяна (1863-1952), человек с интересной судьбой. Родился в Риме, умер в Мадриде, основную часть жизни прожил в США. Его литературная деятельность включала в себя беллетристику, мемуары, литературоведение, эстетику. Основная социологическая работа «Господство и власть» (1951 г.). В истории Сантаяна видит смену трех порядков: «порождающего», «воинственного» и «рационального». Он считал, что оба типа демократии – «американская» и «русская» — одинаково стремятся к универсальности, к господству, к превращению индивида в нечто положительное (safe), законопослушное, однообразное.
Осудив «воинственное общество» после 2 мировых войн, философ узрел в американском государстве «власть», способную в определенной степени рационально контролировать общественную жизнь во всем мире «легально и с общего согласия» установив собственную юрисдикцию.
И надо признать, что эта идея Сантаяны частично реализована через членство многих стран ЕС в НАТО, МВФ, где первую скрипку играют США. Плюс восточно-европейские страны, наши бывшие младшие партнеры по Варшавскому договору, де-факто — в вассальной зависимости от Америки. Европейская ментальность, особенно Западной Европы, — близка американской, поэтому пытаться рулить европейцами можно (а может и нужно!). Но это совершенно невозможно, если дело касается арабов, индийцев, китайцев, латиноамериканцев, африканцев. Речь идет о субъективном психологическом факторе отличного от американского жизненного уклада и своих способов приспособления к объективной реальности с учетом национальных и религиозных традиций. То, что «хорошо» для американцев не может быть хорошо для всех! Каждый народ видит мир по своему – через собственную историко-культурно-религиозную призму. Это и есть так называемый субъективный фактор, значение которого так же значимо, как и объективного.
Не приходится сомневаться в прямой связи американской философии с внешней и внутренней политикой США. Главный американский геополитический идеолог последних десятилетий Збигнев Бзежинский, доктор философии с 1953 года.
.
Последний год президент США Обама постоянно талдычит миру об американской
«исключительности» (методы «упорства» и « авторитета»?!), о «защите демократии во всем мире»…Мы тоже когда-то защищали права «трудящихся и угнетенных масс» во всем мире…
За американским пустозвоном риторической защиты «прав, свобод и демократии» стоит архетип, не знающего берегов Наживалы. Архетип сформировался после 2-х мировых войн, после которых последовали резко резонансные экономические взлеты США…Раздувание бы какой-нибудь общемирового военного пожара, выступание в роли поставщика вооружений, продовольствия и затем и «пожарника», — вот реальная мечта американских ястребов.
«Мелочность духа, идущая из Англии, представляет нынче для мира величайшую опасность…Никакого американского будущего!…» — Фридрих Ницше. Nachgelassene Werke. 2 часть. Т 13, стр. 353.
Теперь Россия – центр мирового сопротивления против моральной военной экономической политической гегемонии США. Кроме этого, мы — европейский региональный центр сопротивления русских, белорусов, части украинцев против политического морального психологического давления Западной Европы – «мягкий» крестовый поход Запада на Восток продолжается. Римский Папа Франциск принимал в феврале 2014 года ИО премьер-министра Украины путчиста А. Яценюка, оказал ему моральную поддержку
.
В качестве «Центра» Россия нуждается в последовательно выраженной моральной политической философской и религиозной идеологии. Нужен государственный межконфессиональный гуманитарный культурный центр.
С чего начиналась американская идеология, демократия и мораль? – C религиозных и философских деятелей. А у нас? – У нас газ, Газпром…Десятки, сотни миллиардов вкладываются в спорт, спортивные сооружения. Надо? – Надо. Но ведь жизнь народа зависит в основном от его психологической развитости, многообразия социальных отношений, свободного культурного развития. Спорт – «дешевле»…В Древнем Риме толпы обывателей то же когда-то бесновались на гладиаторских боях. С простой обывательской моралью «хлеба и зрелищ» далеко не уедешь в будущее!
Пока у власти Путин, яркий и адекватный лидер, не приходится сомневаться, что все будет нормально со страной и народом. Но где гарантия того, что к власти в будущем не придет посредственность типа Горбачева и не сдаст нас Западу? Достоинство личности, да и народа состоит в умении сопротивляться любому давлению, не подлаживаться под обстоятельства, комфортно кивая на «общечеловеческие ценности».
Кто бы ни стоял у власти в США, — выходец из актерской среды Рейган, или потомок выходцев из Африки Обама, — государственно-политическая Система не даст Америке «прогнуться под изменчивый мир». В идеале необходимо создание реальной, а не «технической» системы, чтобы существование России не зависело от личных качеств того или иного президента. В этом и есть «суть времени», а не в полупустых теледебатах…хотя и это то же нужно.
Олег Харебин
Нет Комментариев