В этом году Соединенные Штаты сделали огромный рывок в отношениях сразу с двумя «государствами-изгоями» — Ираном и Кубой. Этим Запад показывает, что готов сократить список своих врагов, не взирая на исторические многолетние разногласия. Какой логикой руководствуется Вашингтон?
10–11 апреля в Панаме прошел VII саммит Америк. Это событие ознаменовалось встречей американского и кубинского руководства. Председатель Госсовета Кубы Рауль Кастро и президент США Барак Обама провели очные переговоры. В объективы камер попал сенсационный кадр — кубинский лидер жмет руку американскому президенту. В последний раз подобная встреча имела место в далеком 1959 году — тогда президент США Ричард Никсон встречался с Фиделем Кастро. Пытаясь найти общий язык с лидером кубинской революции, буквально через год США «запечатали» Кубу на 56 лет — дипломатические отношения были разорваны, Остров свободы оказался в условиях тотального экономического эмбарго.
Главной темой прошедшей в Панаме встречи и явился вопрос снятия экономических санкции, а также исключения Кубы из списка стран, поддерживающих террористические организации. Это позволит кубинцам возобновить торговлю с США и получить доступ к иностранным кредитам. Однако несмотря на историческую встречу, Барак Обама не принял окончательного решения по ослаблению режима санкций. Да и принципиальные разногласия между противоборствующими режимами остаются в силе, судя по гневному выступлению Рауля Кастро.
Но сам факт внезапного потепления отношений уже говорит о многом. А политическая подоплека этой встречи просто колоссальна. Ведь происходит она на фоне усиления конфронтации Запада с Россией, которая в последние годы вновь становится большим другом Кубы. Стоит напомнить, что летом прошлого года кубинское государство посетил Владимир Путин. По итогам встречи с Раулем, российская сторона списала 90% долга перед СССР на сумму порядка 32 млрд. $. Кроме того был подписан ряд межправительственных соглашений в сфере экономики, а 13 февраля 2015 года Кубу посетил министр обороны РФ Сергей Шойгу и обсудил с кубинскими властями вопросы военно-технического сотрудничества.
Может ли по мере усиления антисанкционных настроений США российско-кубинское сотрудничество стать разменной монетой, если Обама все же примет решение исключить Кубу из «черного списка» врагов Америки?
Другой пример внезапной дружбы Запада с «осью зла» — улучшение отношений между США и Ираном. Вражда двух стран началась более 30 лет назад после исламской революции, носившей яркий антиамериканский характер. Кроме обвинений в поддержке терроризма, США имели претензии к иранской ядерной программе, из-за которой Ирана получил запрет на экспорт сырой нефти. В результате страна сократила добычу нефти с 3-4 млн. баррелей в сутки до менее 1 млн.
Но в этом году похоже все изменится. Переговоры по иранской ядерной программе, прошедшие в начале апреля 2015 года имели колоссальные подвижки. Иран обязался прекратить исследования в области оружейного урана, в ответ на что США обещали избавить страну от экономических санкций. И если улучшение отношений между США и Кубой для России наносят преимущественно политический вред, то вот дружба штатов с иранцами может иметь тяжелые экономические последствия.
Как только Иран начал вести переговоры по ядерному вопросу, иранская нефтедобыча тут же увеличилась. Пока правда в азиатском направлении. Еще в первом полугодии 2014 экспорт нефти в азиатские страны, в том числе в Китай, вырос на 25 %. В мае 2014 года экспорт нефти в моменте практически удвоился, достигнув 1,5 млн. баррелей в сутки. Это уже сыграло свою роль в падении нефтяных котировок.
Сегодня Иран, находящийся в шаге от отмены санкций, имеет все возможности вернуться к досанкционному суточному объему добычи — свыше 4,2 млн. баррелей. И это совершенно не предел для Ирана. В иранских недрах сосредоточено порядка 10% мировых запасов «черного золота». Согласно данным американского агентства Energy Information Administration, по разведанным запасам страна находится на 4 месте в мире.
К чему все идет? В прошлом году, как известно, США активно начали работать над политической изоляцией России. После вхождения Крыма в состав РФ лидеры стран «семерки» приняли решение о приостановке членства России в G8. Все это время Запад всячески игнорирует нашу страну. Одним из последних «игноров» со стороны Запада явился отказ лидеров европейских стран от участия 9 мая в торжествах по случаю 70-летия Победы, которые намечаются в Москве. На этом фоне США вновь готовы жать руку лидерам стран, которых еще вчера считали непримиримыми врагами американской «демократии».
С помощью подобных жестов Запад пытается показать, что даже Куба и Иран, еще не исключенные их списка «стран-террористов», имеют все шансы на переговоры с «сильными мира». У России же Запад стремится отобрать подобную привилегию. Все бы ничего, если бы истерия США не была подкреплена экономическими санкциями. Пока наиболее серьезной мерой явился запрет на доступ российского бизнеса к иностранному капиталу, традиционно питавшего экономику в последние годы.
Но куда серьезнее может стать возвращение в строй нефтяных экспортеров Ирана. Конечно, сам по себе факт того, что Иран наращивает добычу, пока что не является угрозой нефтяному рынку и российской доле в нем — спрос на нефть в мире по-прежнему велик, несмотря на перепроизводство. Однако активно подготавливая политическую основу для изоляции России и поступательно открывая доступ к мировой экономике Ирану, Запад со временем может пригласить Россию занять место Ирана, введя запрет на экспорт российской нефти.
Кто-то считает такой сценарий невероятным. Хотя теоритически раскидать долю РФ в мировой нефтедобыче между другими странами ОПЕК — труда не составит. Желающих наращивать экспорт нефти хватает, от Ирана и Ливии, возвращающихся к прежнему уровню добычи, до саудитов, намеренных бороться с дефицитом нефтедолларов ростом объемов экспорта. Буквально в марте Саудовская Аравия нарастила суточную добычу до рекордных 10,33 млн баррелей. При этом саудиты давно выражают пожелание о том, что неплохо бы некоторым странам сократить добычу. В их числе саудовские шейхи, конечно же, видят и Россию.
Также не стоит забывать о текущих обстоятельствах антироссийской истерии: Запад не готов закрыть глаза на ситуацию с Крымом, а значит не готов ослаблять санкции. Очевидно, что текущая обстановка — это на годы, и вряд ли она сменится внезапной отменой санкций. Для той же Кубы потепление заняло почти 6 десятилетий, для Ирана более 35 лет. Для СССР санкции длились фактически весь период существования страны и были отменены с его развалом, а некоторые меры, например поправка Джэксона-Вэника, отменена совсем недавно.
Еще одним событием, которое говорит о том, что не стоит питать иллюзий относительно скорого возвращения России к прежним отношениям с Западом, является заявление Хилари Клинтон о намерении принять участие в президентских выборах 2016 года. Для отношений России и Запада ничего хорошего это не сулит. Чем запомнилась миру бывший госсекретарь США?
В 2011 году именно доводы госпожи Клинтон стали основанием для принятия решения о вторжении НАТО в Ливию. Самый яркий эпизод ее работы по Ливии произошел в октябре 2011 года. За несколько дней до убийства Муаммара Каддафи, Хилари Клинтон прибыла в Триполи вместе с группой американского спецназа. 20 октября спецназ атаковал кортеж ливийского лидера и передал его координаты бандитам, которые жесточайшим образом убили раненого Каддафи.
Клинтон повергла мировую общественность в шок своей реакцией на гибель ливийского лидера. Получив эту новость, госсекретарь, расплывшись в улыбке, воскликнула «wow!». Затем в интервью, с не меньшей циничностью, почти смеясь, Клинтон прокомментировала это событие: «Пришли, увидели, убили»
Подробнее: http://antifashist.com/item/zapad-osvobozhdaet-dlya-rossii-mesto-mirovogo-izgoya.html#ixzz3XGrgnCmC
Нет Комментариев