Почему Российское государство пытается отстраниться от русских, проживающих за пределами России?

Сегодня в Министерстве иностранных дел России под председательством его главы Сергея Лаврова проходит заседание правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР). Целью мероприятия стало подведение итогов работы правительственной комиссии и работающего при ней Межведомственного совета по делам молодёжи за 2017 год.

При этом отмечается, что ключевым событием в работе ПКДСР стала Всемирная тематическая конференция соотечественников, посвящённая столетнему юбилею революционных потрясений 1917 года, которая прошла 31 октября — 1 ноября. В ней  приняли участие свыше 150 делегатов из 91 страны.

Русские вне России как фактор «мягкой силы»

Вместе с тем, несмотря на принципиальный характер, который носит работа с соотечественниками, волею судьбы оказавшимися за пределами России, на сегодняшний день правительственные структуры нашей страны не могут похвастаться достижениями в этом направлении. Неудовлетворительной признана и работа таких органов, как Россотрудничество.

Это федеральное агентство было создано указом президента России Дмитрия Медведева в 2008 году и рассчитано в первую очередь на работу в странах СНГ, где, с одной стороны, проживает большое количество русских, а с другой — Россия имеет там внешнеполитические интересы.

В последние годы в оборот вошёл такой термин, как soft power («мягкая сила»). Он включает в себя использование целого ряда политических, экономических и других рычагов для оказания воздействия на внутреннюю и внешнюю политику того или иного государства. Практика использования в качестве «мягкой силы» проживающих за рубежом объединений соотечественников, диаспор, землячеств используется многими странами и не является чем-то из ряда вон выходящим. В то же время Россия зачастую недостаточно использует весь тот потенциал, который у неё в этом отношении имеется.

Основная причина этого, на наш взгляд, заключается в отсутствии исторического опыта. В советское время о целенаправленном использовании выехавших за рубеж соотечественников в интересах государства не могло быть и речи, так как большинство покинувших Советский Союз резко негативно относились к существующим в нём политической и идеологической системам. Советское государство, в свою очередь, также относилось к эмигрантам враждебно.

Старообрядцы русского зарубежья возвращаются в Россию

В первые постсоветские годы, когда миллионы русских людей внезапно проснулись не в своей собственной стране, а в национальных республиках, такая работа приобрела крайнюю актуальность и важность не только для интересов Российского государства как правопреемника Российской империи и Советского Союза, но и для оказавшихся внезапно за пределами собственного Отечества людей, продолжавших верить в Россию и считать её своей родиной. Однако сменившим красные партбилеты с профилем Ленина на зелёные бумажки с изображением Бенджамина Франклина функционерам «молодой демократической России» было не до соотечественников и не до интересов России как таковой.

После того, как в начале 2000-х маятник качнулся в обратную сторону, и проблема восстановления субъектности России на международной арене вновь встала на повестку дня, внешнеполитическое ведомство нашей страны отринуло все те догмы, которые были заложены Козыревым и птенцами его помёта. Началась постепенная работа, в том числе в странах СНГ, по продвижению и обеспечению интересов России.

паспорт
Фото: www.globallookpress.com

Украина: упущенные возможности и стратегические ошибки

Однако вскоре обнаружилась ключевая и критическая ошибка, которая привела в том числе к сегодняшней ситуации на Украине. Средства, которые выделялись по линии Россотрудничества, посольств, различных фондов в основном расходовались нецелевым образом. Значительная их часть уходила на работу с элитами, которые в критический момент сбежали или перебежали на сторону геополитического противника. В то же время никакой систематической работы с русскими соотечественниками, активистами многочисленных и, к сожалению, разрозненных пророссийских организаций не проводилось.

Ставшая ответом на неконституционный захват власти в Киеве нацистами и откровенными марионетками Запада «Русская весна» была организована стихийно, при отсутствии поддержки со стороны официальных представительств России, что в конечном итоге стало причиной её поражения во всех русских регионах Украины, за исключением Крыма, Донецка и Луганска.

Многие из тех, кто стоял у её истоков, зачастую проводят параллели между работой на Украине западных официальных представительств, структур, различных фондов и неправительственных организаций и аналогичных им российских. И это сравнение, мягко выражаясь, совсем не в нашу пользу.

Фактор российской «мягкой силы» на Украине потерпел катастрофическое поражение ввиду его абсолютно непродуманного и безграмотного использования и продемонстрировал полную неэффективность существующих сегодня институтов.

Наталья Бурлинова: Русские соотечественники за рубежом не готовы лоббировать интересы России

Бурлина
Наталья Бурлинова. Фото: Телеканал «Царьград»

«С одной стороны, этот инструмент в виде соотечественников за рубежом остаётся одним из основных в рамках работы по «мягкой силе» за рубежом, а с другой — мы всё хуже и хуже используем этот инструмент. Время идёт, соотечественники растворяются, и сама ценность этого понятия теряется», — признает факт наличия серьёзных проблем по линии работы с соотечественниками за рубежом президент Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия» Наталья Бурлинова.

В беседе с «Царьградом» эксперт акцентировала внимание на том, что в настоящий момент Россотрудничество переживает турбулентное состояние. Недавно была произведена смена руководителя, и сейчас не совсем понятно, как будет осуществляться работа с соотечественниками за рубежом, и кто будет нести за неё ответственность.

Я думаю, наша главная ошибка состояла в том, что мы изначально не понимали, зачем нужен такой инструмент «мягкой силы», как работа с соотечественниками. В 90-е годы вообще не было понимания «мягкой силы» в российском контексте, и мы не очень интересовались судьбой тех, кто уехал… Выстроенная система по работе с соотечественниками недостаточно эффективна, потому что это всё превращается в какие-то собрания, клубы, а вот реального продвижения политических интересов России через представительства соотечественников за рубежом не происходит. С одной стороны, потому что нет, условно говоря, заказа с российской стороны. Мы почему-то боимся продвигать свои внешнеполитические интересы через соотечественников. С другой стороны, и они к этому не готовы. Вот прийти на приём и получить грант на реализацию какого-то культурного проекта — это да, а пролоббировать какой-то законопроект в интересах России, как это делает большинство этнических лобби в американском конгрессе, они не готовы,

— резюмировала Бурлинова.

Хотелось бы верить в то, что из сложившейся ситуации, из уже случившихся ошибок будут сделаны правильные выводы, и работа с соотечественниками за рубежом, активная защита их прав станет реальным и ключевым фактором продвижения интересов России на международной арене.

Павленко Дмитрий