Визит президента Сербии Александра Вучича в Москву завершился важными и принципиальным для обеих стран договорённостями

Помимо взаимовыгодных экономических соглашений, среди которых реэкспорт в Сербию российского газа и поставки вооружений, Москва и Белград договорились о сотрудничестве и взаимопомощи на международной арене.

В частности, Вучич заверил Путина в том, что Сербия не намерена вводить в отношении России экономические санкции, на которых настаивают США и Евросоюз. Кроме того, официальная позиция Белграда по вопросу присоединения Крыма к России была ясно выражена на заседании Генеральной ассамблеи ООН, где представитель Сербии проголосовал против украинской резолюции.

Вучич также заручился поддержкой своего российского коллеги в решении косовского вопроса. Напомним, что Москва признает Косово неотъемлемой частью Сербского государства. В то же время, прецедент с объявлением независимости Косово и признании таковой большинством западных стран  послужил мощным толчком к углублению сецессионных процессов в других государствах. Результатом стало появление на карте мира целого ряда непризнанных или частично признанных государств, таких как Южная Осетия, Абхазия, Республика Крым (независимость от Украины провозглашена 17 марта 2014 года. На следующий день, 18 марта 2014 года, на основании результатов общекрымского референдума, Республика Крым вошла в состав Российской Федерации), Донецкая и Луганская народные республики.

В отличие от Крыма и Донбасса, так называемая “борьба за независимость” Косово сопровождалась масштабными этническими чистками, которые проводились албанцами в отношении сербского населения, а также разрушением сербских православных святынь края. Усугубила ситуацию и военная агрессия блока НАТО в 1999 году, в результате которой сербские власти вынуждены были покинуть Косово, которое перешло под управление международной миротворческой миссии ООН (KFOR). А 17 февраля 2008 года так называемый парламент Косово в одностороннем порядке объявил о независимости, которая немедленно была признана США и их марионетками в мире, вопреки резолюции 1244 Совета безопасности ООН от 10 июня 1999 года.

На состоявшихся переговорах между Вучичем и Путиным сербский президент обратился к российскому лидеру с просьбой о посредничестве в переговорах между Белградом и Приштиной. Москва, в свою очередь, пообещала поддержать “любое взаимоприемлемое решение, которое будет достигнуто”. При этом Путин добавил, что Россия продолжит поддерживать Сербию.

Разрушенные здания Приштины (Косово). Фото: www.globallookpress.com

Попытки Вучича сделать Россию арбитром в урегулировании косовской проблемы с одной стороны можно расценивать как акт признания нашей страны глобальным игроком, от которого на международной арене теперь зависит немало. Укреплению этого статуса во многом способствует успешное завершение военной операции в Сирии. С другой стороны, это создает очередную конфликтную точку в отношениях между Россией и Западом. И здесь самым важным является не сам факт конфликта между двумя полюсами и разными системами ценностей. В конечном итоге, этот конфликт обоснован как с исторической, так и с геополитической точек зрения, и является неизбежным условием восстановления статуса России как мировой державы. Важно то, насколько далеко готово зайти в конфронтации с Западом нынешнее сербское руководство, которое, несмотря на демонстративную дружбу с Россией, не сворачивает с курса на вступление в ЕС. Подтверждение тому параллельная с московским визитом Вучича поездка премьер-министра Сербии Анны Брнабич в Брюссель.

Нет сомнений в том, что Запад будет задействовать все возможные рычаги воздействия на сербское руководство, чтобы в очередной раз унизить сербов, заставить их отказаться от дружбы с братской православной Россией ради сомнительного со всех точек зрения членства в Евросоюзе, а затем и в НАТО, куда недавно торжественно приняли Черногорию, ставшую жертвой предательства собственных элит.

Поэтому, здесь важно понимание того, насколько искренним был Вучич в ходе своего визита в Москву. Действительно ли он, будучи выразителем интересов сербского народа, заинтересован в дружбе и союзе с Россией, либо таким образом играет на чаяниях и настроениях сербского народа, чтобы заручиться его поддержкой и затем тихой сапой сдавать интересы страны, как это делали некоторые его предшественники. Например, Коштуница или Тадич. Время неизбежно покажет это и позволит дать оценку.

Сербская пословица гласит: “На небе — Бог, а на земле — Россия”. И союз православных братских народов неизменно будет способствовать скорейшему краху американского либерального однополярного мира, в котором нет места русским, сербам и другим народам, сохраняющим свою Веру, память предков и приверженность традиционным ценностям. И тогда над священной землей Косова поля неизбежно взовьется сербское национальное знамя.

Павленко Дмитрий