Основатель «Царьград ТВ», председатель Совета Общества русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» и футбольный болельщик Константин Малофеев подводит спортивные итоги года в интервью Андрею Малосолову. В первой части интервью поговорим о футбольных итогах 2017 года и о реформах Федуна, позиции по Мутко и ожиданиях от сборной России на чемпионате мира-2018
— На днях владелец «Спартака» Леонид Федун предложил большую реформу в русском футболе, вызвав довольно бурную реакцию на свое интервью. Поддерживаете его инициативы?
— Я согласен с Леонидом Федуном и поддерживаю его инициативу. Считаю, что если самые сильные клубы будут иметь возможность сыграть между собой не два, а четыре раза в сезон, это будет свежее слово в футболе.
Леонид Федун и Сергей Галицкий (президент ФК «Краснодар»), являются одними из немногих владельцев клубов, которые считают деньги, поскольку они частные, а не бюджетные. И они понимают, что на матчи «Спартак» — «Зенит» или «Спартак» — ЦСКА приходит одно количество болельщиков (на «Спартак» приходит больше всего болельщиков в стране), а на матчи «Уфы» или «Урала» — в разы меньше.
Леонид Арнольдович понимает, о чём он говорит, он свои деньги считает.
Климатическая тема более специальная, но я тоже не вижу в ней больших проблем.
А что касается финальной пульки и разделения чемпионата на две части, для тех, кто борется за призовые медали, и тех, кто за выживание, то мне кажется, здесь у него есть своя сермяжная правда, связанная с финансированием и с футбольным Fair play.
Полностью поддерживаю и предложение Федуна выплачивать компенсации детским тренерам за игроков. Потому что огромные вложения в детско-юношеский спорт, как правило, оказываются в руках у агентов. И агенты зарабатывают на этом, а вовсе не те люди, которые воспитывали юношей. Вокруг «Спартака», да и всех других клубов существует разветвлённая коррумпированная система агентов. И на мой взгляд, против этой схемы могут возражать только либо сами агенты, либо те люди, которые в неё погружены. И они не хотят её менять.
Пусть предложения Федуна не до конца проработаны, нуждаются в дополнительных дискуссиях, но в общем они исходят из здравой идеи сделать наш футбол более привлекательным, прозрачным, и чтобы в нём было меньше посредников.

Константин Малофеев и обозреватель «Царьграда» Андрей Малосолов. Фото: Телеканал «Царьград»
— Реформаторов в России не любят, но с футболом что-то делать надо. Как определить правильность пути?
— Я думаю, что чемпионат мира, который грядёт в России, и будет тем самым архетипным срезом, который позволит нам понять, правильно ли российским футболом управляют, нуждается ли он в реформировании.
Но я хотел бы подчеркнуть, что будет нечестно, если после ЧМ победу или успех сборной возглавит большое количество людей, а в случае провалов мы неожиданно узнаем, что не виноват никто, кроме какого-нибудь судьи из третьей страны, который вовремя не свистнул или дал красную карточку.
— Вы за введение «презумпции виновности» в отношении команд, заподозренных в договорных играх, как это сделала WADA в отношении олимпийцев? Или Вы за юридический принцип: не доказал — не виноват?
— Я думаю, что это не работает, к сожалению.
— Договорняки?
— Нет, договорняки как раз работают. Я думаю, что презумпция виновности не работает. Потому что футбол, к сожалению, — это очень часто больше шоу-бизнес, чем спорт, это политика, касающаяся конкретных регионов или ведомств. И по этой причине нельзя предположить, что это возможно хоть в какой-либо стране мира.
Вспомните итальянский скандал с наказанием «Ювентуса». Гремели они и в других странах мира. В конце концов всё заканчивается тем, что в глобальном мировом футболе ничего не меняется. Не меняется потому, что инвестиции туда приходят на каких-то понятных, уже сегодня существующих правилах и условиях, и, соответственно, никто не хочет менять статус-кво. А вот то, что предложил Федун, — это некое изменение статус-кво. И, мне кажется, было бы логично к нему прислушаться. Потому что Федун — один из немногих людей в нашем футболе, которые имеют право выдвигать свои предложения.
— Недавно «Краснодар» сыграл матчи с «Уралом» и «Амкаром», которые вызвали некие подозрения. Доказать ничего невозможно, но нехорошие слухи ходят.
— Прецедент по наказанию за неспортивные результаты, конечно, нужен. Я не говорю конкретно об этих матчах, более того, я их не смотрел. Поэтому не берусь сейчас так судить. Но мне кажется, без хотя бы единственного прецедента никто в нашем футболе не начнёт вести себя сколько-то приличнее, чем это происходит сейчас. Никого же не наказывали, правильно? С наказанием согласен, с презумпцией виновности — нет.

Давний болельщик «Спартака» Константин Малофеев подарил Диего Марадоне клубную атрибутику. Фото: телеканал «Царьград»
— Что можете сказать об игре «Спартака» в этом противоречивом сезоне?
— Я думаю, что провал в первой части сезона у «Спартака» был вызван большим количеством травм. Трудно осуждать Массимо Карреру и тренерский штаб за то, что происходило в «Спартаке», потому что в какой-то момент в команде было восемь травмированных футболистов из основного состава.
Как только они все вышли, мы увидели тот чемпионский «Спартак», который триумфально заканчивал прошлый год.
И это при том, что фантастический фарт прошлого года покинул «Спартак», уже не все мячи стали лететь в «калитку», как раньше, и не каждый удар Глушакова со средней дистанции залетал в ворота. Но в конце сезона в России мы увидели настоящий «Спартак».
То, что произошло в Ливерпуле, на мой взгляд, — отдельно стоящая катастрофа. Как мне рассказывали мои товарищи, которые ездили на матч, болельщики «Ливерпуля» искренне недоумевали после игры, рассказывая им о том, что на «Энфилде» только «Манчестер Сити» дерзает играть первым номером. «Мы не очень понимаем, почему вы приехали играть первым номером», — говорили англичане.
В Англии у «Спартака» был самый лучший состав, лучше просто нет. И ясно, что этот состав хуже, чем лучший состав «Ливерпуля». Это объективная реальность. А более слабая команда с более сильной на её поле не играет в открытый футбол. Она ставит «автобус» в своей зоне, отбивается и контратакует с помощью Промеса, Луиса Адриано и Зе Луиша. Вот, собственно говоря, что можно было бы исполнить, и что, кстати, доказал первый матч с «Ливерпулем» в Москве.
Да, матч с результатом 0:7, безусловно, записан на всю жизнь в историю «Спартака» чёрной датой, но это всё-таки форс-мажор. «Спартак» драматично переоценил свои силы.
И, скорее, более похоже на «Спартак» нынешний — 3:0 с ЦСКА в последнем туре 2017 года.

Константин Малофеев. Фото: телеканал «Царьград»
— Кто из «четвёрки» команд — «Зенит», ЦСКА, «Локомотив», «Спартак», — вышедших в весеннюю стадию Лиги Европы, способен её выиграть?
— «Спартак»! Он находится в очень хорошем состоянии и если не растеряет ведущих игроков, возьмёт Лигу Европы. Он силён именно в этой категории, в ЛЕ, где нет команд уровня «Ливерпуля» и «Манчестер Сити». Надо пользоваться этим шансом!
— Поговорим о ЧМ-2018 в России. Какие риски вы видите при подготовке мундиаля от англосаксонских СМИ и политических сил Запада?
— Конечно, они будут делать то, что они нам устроили с Олимпиадой в Сочи, с Пхёнчханом, а именно — попытаются политически максимально дискредитировать чемпионат.
Первое и самое худшее — то, что они будут использовать ЧМ для провокаций в Донбассе. Они постоянно это делают и используют любой политический повод для обострения ситуации. Порошенко, полностью растерявший хоть какой-то свой рейтинг и обладающий совершенно отрицательным отношением к нему населения Украины, нуждается в постоянной внешней угрозе в целях консолидации общества. Поэтому для него и его кураторов за рубежом выгодно создавать постоянные провокации в Донбассе и обострять ситуацию.
Они понимают, что Россия как страна-хозяйка, проводя мундиаль, максимально обеспечивая безопасность для своих и иностранных болельщиков, больше всего желает быть абсолютно дистанцированной от картинок со стрельбой и разрушенными зданиями. И именно поэтому провокации в Донбассе будут идти перманентно. Это первое.
Второе — англосаксонские СМИ, базово ведущие гибридную войну против России и против президента Владимира Путина, тоже будут использовать любой повод. Собственно говоря, как они в Сочи пытались докопаться до истории «угнетения» несчастных содомитов, которые никакого отношения к Олимпиаде не имели, не говоря уже о том, что их никто не ущемлял.
Но они смогли привязать даже это, чтобы сформировать негатив в информационном пространстве.
Что они придумают по поводу чемпионата мира по футболу, мы можем только догадываться. Конечно, будет разыграна «болельщицкая» карта, памятуя о событиях во Франции и известном фильме BBC о «жестоких русских болельщиках». Будут создавать из них неких монстров, использовать для создания образа России как агрессивно настроенного государства.
Думаю, нас ждёт много таких «увлекательных» историй, и не только с темой фанатов.
Чем России отвечать? Позитивными образами через рекламные кампании. Через ту же Russia Today и другие средства массовой информации, демонстрирующие реальность в наших городах.
Я думаю, что для популяризации и формирования реальной картины в российских городах можно использовать, например, веб-камеры. Почему бы в городах, где пройдёт ЧМ, не повесить веб-камеры в тех зонах для фанатов, чтобы за два месяца до чемпионата любой болельщик из любой страны мира мог нажать кнопку и посмотреть на свою гостиницу, фанзону, ресторан, стадион?
Это сильно снизит градус того, что будут «впихивать» им западные СМИ. Болельщик сам сможет сравнить правду и неправду, которую ему показывают пропагандистские издания.

Андрей Малосолов. Фото: телеканал «Царьград»
— Виталий Мутко в руководстве оргкомитета ЧМ-2018 — слабое звено для информационных атак?
— Я считаю, что Мутко вообще где-либо — это слабое звено. Виталий Мутко должен уйти в отставку. И обвинения WADA, которые, безусловно, ангажированы, не играют самой главной роли.
Проблема в том, что у нас есть человек, ответственный за весь спорт, и в период именно его руководства возник самый гигантский скандал за всю его историю нашего спорта.
И скандал этот из спортивного стал политическим.
Для меня и многих людей в стране стали важными слова Владимира Путина о том, что, отбрасывая политическую составляющую, мы, конечно, и сами виноваты. Эта фраза означает, что есть в случившемся наша собственная доля вины. Глава ОКР Александр Жуков не просто так приносил свои извинения членам МОК.
Вероятно, существует информация, которая заставила президента произнести такие слова. Ответственный в нашем спорте за всё в нём происходящее, главный человек — это Мутко.
И в данной ситуации, мне кажется, Виталию Леонтьевичу необходимо уйти. Он не подготовлен ни морально, ни репутационно, ни, видимо, профессионально к тому, чтобы проводить чемпионат мира по футболу в следующем году.
— Ваши ожидания от сборной России на ЧМ-2018?
— Как и все болельщики, мы будем верить в чудо, в то, что повторится тот успех, который нам сопутствовал на чемпионате Европы 2008 года.
А как команда выступит, Бог её знает. В ней происходит смена поколений. Есть сыгранные связки, есть несыгранные. Есть талантливая молодёжь. Есть по-прежнему надёжный Акинфеев, Смолов, есть известные спартаковские футболисты сборной: Джикия, Комбаров, Глушаков, талантливый молодой Головин. Нам есть на что надеяться.
— Может быть, нам надо прекратить нагнетать истерику вокруг нашей сборной и требовать какого-то чрезвычайного исполнения? Может быть, просто надо надеяться на чудо, без ожиданий? Или это невозможно для русских?
— Это невозможно. Футбол — это наша жизнь. Мы не можем его не обсуждать, поймите. Не надо забывать, что спорт высших достижений — это лицо страны. И если футболист выступает за сборную, он выступает за государственный флаг страны. Поэтому все граждане, которые присягают тому же флагу, что и футболист, имеют полное право с него спросить. Это ведь другой уровень ответственности! И футболисты должны нас понять: выступая за сборную, они накладывают на себя огромные обязательства. Мы их за это очень ценим в случае успеха, мы же их и славим, как героев, если они занимают достойное место на пьедестале. Славим, как будто бы они участвовали, извините, в военных действиях и заслужили там свои звёзды героев. Почему тогда мы не имеем права с них спросить в том случае, если они проваливаются?
Нет Комментариев