Случилось то, чего боялись. Арбитраж Москвы отказал в удовлетворении иска представителям банка «Югра»

Суд признал отзыв лицензии у банка «Югра» Центробанком законным. Арбитраж встал на сторону мегарегулятора, который настаивал на том, что для формирования резервов «Югра» завышала стоимость залогового имущества почти в три раза по сравнению со среднерыночной ценой.

Николай Николаев, лидер группы вкладчиков банка «Югра»:

Мы были морально готовы к этому решению, потому что мы видели агрессивную позицию Центрального Банка с самого начала. Когда они начинают аргументировать свою позицию, они говорят с нажимом, уверенно, смело и бескомпромиссно. В их речах не было такого, что они хотят слушать оппонента .С точки зрения того, что произошло, решение нас, конечно, не радует, потому что возврат лицензии —  это мера по скорейшему возврату денежных средств, которое понятное и предсказуемое

Бескомпромиссное ведомство Эльвиры Набиуллиной продолжает ликвидировать один за другим российские банки. Кому не посчастливилось оказаться на мушке, затаив дыхание, ждут, когда спустят курок. За минувшие четыре года лицензий ЦБ лишились около 400 банков, что не может не радовать мастодонтов финансового рынка. Эксперты говорят: налицо бесцеремонная олигополия, которая приводит к искоренению конкуренции.

Гарегин Тосунян, Глава ассоциации российских банков:

Чрезмерное увеличение государственной доли прямо пропорционально грозит нарушению конкурентной среды. А это самый главный бич для рынка. Если посмотрите на тарифы банков с госучастием, на спреды по валютным операциям, на многие другие показатели, вы увидите, что такое монополизация и олигополизация банковского рынка. Это серьезная угроза!

Угрозу признают даже иностранные эксперты. Деление финансовых организаций по принципу «свои/чужие» не просто на корню уничтожает конкуренцию, а раскачивает всю систему.  Как результат – люди, опасаясь закрытия, бегут из более мелких банков в тот же Сбер или ВТБ.

Филип Гаджен, глава московского офиса Oliver Wyman: 

Что касается участия государства в банковском секторе, то, конечно, это можно расценивать, как достаточно негативный фактор, ограничивающий и искажающий конкуренцию

Проблема возникает тогда, когда эти учреждения имеют такую мощь на рынке, такую долю, что по сути, ограничивают возможность других игроков по настоящему играть друг с другом. В том числе за человеческие ресурсы. Ведь, один из самых ограниченных ресурсов везде, а особенно в России в силу демографических тенденций – это люди.

С тем, что сейчас идёт ожесточённая борьба за человеческие ресурсы, согласны и представители банковского сообщества. Доля кредитных организаций с госучастием уже превысила 70%. По мнению проф-участников, это переходит все границы.

По словам Сергея Балакина, председателя правления АКБ «Форабанк», «как говорили китайцы, не дай вам Бог жить в эпоху перемен. И в этой связи нам всем нужно быть готовыми к существенным событиям, которые могут повлиять на рынок с точки зрения риска. Сегодня, находясь в 2017 году мы видим уменьшение количества кредитных организаций, увеличение доли государственного сектора, переход ряда клиентов из коммерческих банков в государственные банки»

На мой взгляд, на сегодняшний день государственного сектора стало много, это стало ухудшать конкуренцию. Я полагаю, что государство должно изменить свое мнение по этому поводу, уменьшить долю участия.

И если «Югра» отправилась в финансовое чистилище, то другим участникам банковского рынка удалось сохранить статус-кво. «Открытие», «Бинбанк», а теперь ещё и «Промсвязьбанк» остались на плаву. Конечно, не без помощи солидного покровителя в лице ЦБ. В интересах «своих ребят» Банк России ведёт целенаправленную политику по олигополизации  банковского рынка.

Сергей Катасонов, первый заместитель председателя  комитета Госдумы по бюджету и налогам: 

То, что мы наблюдаем – какими средствами заливаются дыры – это уже не просто миллиарды, это уже триллионы. И таких средств не дают экономике. В этом году 2,4 трлн на всю экономику из бюджета России выделяем. Примерно сопоставимые цифры, которые идут на решение этих вопросов.

Пока ЦБ без устали печатает триллионы на спасение банков элитарного клуба, вкладчики и кредиторы финансовых организаций с отозванной лицензией считают потери. Только в «Югре» своих денег лишились порядка 50 тысяч клиентов.

Владислав Жуковский: 

«Миллион 400 тысяч рублей АСВ компенсирует, но даже у ИП на расчётном счёте бывает и 10, и 15, и 30 миллионов. На одного ИПшника могут работать от 10 до 50 человек. Я знаю лично людей, которые потеряли абсолютно всё, что было заработано всё за последние полтора-два десятилетия. Они не могут платить ни заработную плату сотрудникам, ни налоги в бюджет, ни страховые взносы. И они ещё рискуют присесть, потому что денег-то нет, а платить-то надо.

Представители «Югры» заявили, что будут оспаривать решение Московского арбитражного суда, который встал на сторону ЦБ. ТОП-менеджмент банка не теряет надежду сохранить если не бизнес, то хотя бы честь и достоинство.

Иваткина Мария