Позиция азербайджанского руководства позволила скоординировать действия России, Турции и Ирана в борьбе с экстремистами на территории Сирии. Секрет успеха дипломатии Баку – в комплексном подходе, основывающемся на цивилизационных особенностях и традиции

 

Фото: Телеканал «Царьград»

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров прибыл с рабочим визитом в Россию. В последнее время отношения между Москвой и Баку развивались впечатляющими темпами. Глава внешнеполитического ведомства Азербайджана приехал для участия в VII-м совещании глав МИД прикаспийских государств.

Однако область наших совместных интересов выходит далеко за пределы каспийского региона и даже СНГ. Все дело в той роли, которую Азербайджан сыграл в решении дипломатических противоречий в Сирии. Позиция Баку в этой ситуации – яркий пример того, как относительно небольшая страна может стать важным региональным игроком благодаря лишь дипломатическому таланту и политической прозорливости собственного руководства.

Фото: Телеканал «Царьград»

Сейчас борьба с ИГИЛ (террористической группировкой, запрещенной в России — прим. ред.) в Сирии находится в завершающей стадии. Произошло это благодаря ряду факторов, среди которых не только способность России побеждать в гибридных войнах 21 века, но и череда важных дипломатических побед.

Помимо официального Дамаска, нашими главными партнерами в Сирии являют Иран и Турция. Государства, мягко говоря, разные, с целым клубком исторических и геополитических противоречий. При этом решить сирийскую проблему без участия хотя бы одной из сторон в принципе невозможно. Когда перед Москвой встала непростая задача по координированию действий иранских, турецких и российских сил в Сирии, на помощь пришел Азербайджан. Баку сумел стать нейтральной площадкой, которая устраивала как Россию, так Турцию и Иран. Уникальность такого подхода для современной дипломатии заключается в том, что он учитывает идентичность, культурные и цивилизационные особенности сторон, а не руководствуется исключительно плоскими западными концепциями международных отношений.

На практике это означает следующее. С точки зрения Москвы, Баку – столица дружественной страны-члена СНГ. На протяжении веков мы жили и развивались в рамках Российской империи и Советского Союза: вряд ли кто-то будет спорить с тем, что русскому легче найти общий язык с азербайджанцем, чем, скажем, с бельгийцем. При этом для Турции Азербайджан также является родственной страной, так как азербайджанский – язык тюркской группы, этнически и культурно эти народы очень близки. А для Тегерана Баку близок потому, что большинство населения этой страны исповедуют ислам шиитского толка, который является доминирующей религией в Иране.

Иными словами получается, что Азербайджан сумел учесть и правильно использовать свою историю, этнический состав и религиозные особенности как элемент дипломатической работы и значительно преуспел. Благодаря такому подходу Баку оказался на пересечении силовых линий, связывающих Москву, Анкару и Тегеран, что обеспечило относительную стабильность этому партнерству. Ну а это, в свою очередь, положительно сказалось на результатах боевых действий в Сирии. Идентичность и цивилизация – главные термины дипломатии 21 века, учитывать эти факторы необходимо. Не абстрактные «права человека» и прочие изыски либералов от международных отношений. Традиция и здравый смысл – новый секрет успеха.